Содержание трудового договора, без преувеличения, составляет его ядро. По сложившемуся в науке трудового права мнению, содержание трудового договора составляют его условия.
Именно в оговоренных сторонами условиях трудового договора могут быть конкретизированы элементы возникшего правоотношения, которые этот юридический акт оформляет. Законодатель допускает известную диспозитивность в определении условий трудового договора, хотя в целях защиты прав и законных интересов работников устанавливает определенные границы.
Одной из наиболее общих и основополагающих таких границ является положение ч. 2 ст. 9 ТК РФ, в котором определено, что «трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению» [1].
Казалось бы, вопрос содержания трудового договора изучен в юридической науке вполне основательно. И во многом это действительно так, но отдельные нормы и доктринальные положения, а также и материалы правоприменительной практики говорят о сохраняющихся расхождениях в понимании как самих норм, так и порядка их применения и места данных норм в системе трудового права.
В 2006 г. путем внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, действовавший на тот момент чуть более четырех лет, законодательно была изменена классификация условий трудового договора в ст. 57 ТК РФ. Законодатель отказался от применения термина «существенные условия» трудового договора, заменив его термином «обязательные условия».
Справедливо отмечается, что термин «существенные условия» являлся заимствованием из норм гражданского законодательства, в частности ст. 432 ГК РФ, действовавшей уже с 1995 г. Действовавший до Трудового кодекса РФ Кодекс законов о труде такого определения не содержал, как, впрочем, и примерного перечня условий трудового договора вообще.