За основные требования отвечает документ «Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» от 2014 года.
- Должна присутствовать вывеска с названием гостиницы и отдельная — для ресторана, если у него есть вход снаружи. Последнее не обязательно, если в отеле менее 15 номеров для размещения.
- Вход в ресторан (бар, кадолжен быть из гостиницы, кроме домов отдыха, пансионатов и мест с номерным фондом менее 15 номеров.
- Гостиница должна быть оборудована аварийным освещением, горячей и холодной водой, канализацией. На случай аварийных выключений в отеле должен быть суточный запас холодной воды и средства подогрева воды.
- Гости должны иметь доступ к питьевой воде бесплатно: кулеры в коридоре, бутылки с водой в номере.
- Температура в номере должна быть не ниже 21,5 °C, в общественных помещениях — не ниже 18,5 °C.
- В здании выше пяти этажей должен быть лифт; если его нельзя установить по техническим причинам, необходимо документальное подтверждение. Если лифта нет, сотрудники отеля должны бесплатно доставлять багаж гостя до номера.
- Если в отеле больше 15 номеров, каждый из них должен быть оборудован телефоном.
- В общественных местах должны быть установлены городские телефоны.
- В двухзвездочных гостиницах не менее 50% номеров должны быть одноместными или двухместными (не обязательно для апартаментов или при номерном фонде до 15 номеров).
- Одноместный номер должен быть не меньше 9 м, двухместный — не меньше 12 м. Все должно быть оборудовано так, чтобы гость смог комфортно и безопасно перемещаться, иметь доступ к оборудованию и мебели.
- Половина номеров должны быть оборудованы санузлом с душевой кабиной или ванной, унитазом, умывальником. Площадь санузла составляет минимум 2,5 м. Если гостиница находится в здании, являющемся объектом культурного
- В отеле должна функционировать система вентиляции воздуха.
- Рядом с общественными помещениями должны быть туалеты, если в гостинице больше 15 номеров. Общественные туалеты устанавливают из расчета один на 10 человек, но минимум два — на этаже (мужской и женский).
- На каждые 20 проживающих в номерах без ванной оборудуют одну общую ванную комнату, в которой должны быть умывальник, ванна или душ, туалетная кабина, зеркало, мыло, крючки для одежды, горячая и холодная вода, корзина под мусор.
- Площадь холла гостиницы с вместимостью больше 50 гостей и содержащая более 15 номеров должна быть не меньше 20 м плюс по метру с каждого номера, начиная с 21-го. Площадь может не превышать 40 м.
- Гостиница должна быть оборудована ресепшеном, если в ней больше 15 номеров.
- Для персонала должны быть оборудованы специальные служебные помещения, в том числе столовая, санузлы, раздевалки, зоны отдыха и подсобные помещения.
- На территории гостиницы должна быть точка общепита.
- Круглосуточный прием или круглосуточно работающая служба приема, с которой можно связаться.
- По просьбе гостя — поднос багажа от машины в номер и обратно, обязательная передача корреспонденции.
- По просьбе гостя — утреннее пробуждение, использование сейфа в администрации, хранение багажа.
- Уборка в номерах должна осуществляться ежедневно, смена постельного белья и полотенец — раз в три дня.
- Обслуживание в двухзвездочных гостиницах обязано включать континентальный завтрак, если это не апарт-отель.
- Все действия и обязанности персонала должны быть закреплены письменно, сотрудники должны иметь форменную одежду и служебные значки.
Помимо перечисленных требований, указанных в документе «Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями», двухзвездочная гостиница должна пройти еще ряд обязательных сертификаций (среди них — балльная оценка по количеству номеров, балльная оценка персонала), соответствовать требованиям к гостиничным номерам определенной категории. Помощью с сертификацией и стандартизацией гостиниц занимаются отдельные организации, но вся подготовка осуществляется внутренними силами отелей.