По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Трансформация профессионального портрета современного преподавателя вуза

Сизова Юлия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры иностранных языков №1, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: ju-si@mail.ru, Sizova.YS@rea.ru
Ершова Ольга Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков №1, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Ershova.OV@rea.ru

В центре внимания авторов настоящей статьи две считающиеся ранее несовместимыми области — педагогика и предпринимательство. Фокус работы направлен на сравнительный анализ предпринимателя и педагога, чтобы ответить на вопрос: насколько конгруэнтны эти ниши друг другу в рамках совмещения их деятельностных особенностей или имеет место лишь частичное привлечение дополнительных навыков для адаптации к современным реалиям? Также в рамках рассмотрения данного вопроса авторы предполагают проанализировать имеющиеся на текущий момент источники для выявления базовых особенностей, определяющих деятельность преподавателя и предпринимателя. Затем, на основании материалов исследований портрета современного преподавателя, авторы намерены поставить вопрос о том, имеет ли место простое расширение функциональности преподавателя или же речь идет о полной переориентации их ценностных профессиональных ориентиров.

Литература:

1. Ильин Г.Л. Эволюция понятия учитель // Преподаватель XXI век. — 2017. — №3-1. — С. 9–18.

2. Румынина В.В.. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

3. Болор Б. Понятие и содержание предпринимательства // Проблемы науки. — 2017. — №7 (20). — С. 52–57.

4. Психологический портрет преподавателя: черты характера / Черкасов Г.В. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://narodirossii.ru/ ? p =15492 (дата обращения: 30.05.2020).

5. Ершова О.В. Портрет педагога в реальном времени // Педагогика. — 2019. — №1. — С. 97–105.

6. Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — №3. — С. 116–124.

7. Федотова О.Д. Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования / В.В. Мареев, Г.Ф. Карпова // Науковедение. — 2015. — Т. 7, №6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/145EVN615.pdf (дата обращения: 29.07.2020).

8. Янкевич С.В. Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования: правовые аспекты // Журнал российского права. — 2018. — №2 (254). — С. 113–122.

9. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // THESIS. — 1994. — №5. — С. 12–28.

10. Картвелишвили В.М. О методах оптимизации публикационной активности / Д.С. Крынецкий, А.С. Юсупова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2018. — № 6 (102). — С. 172–184.

Характерной особенностью современной жизни является ускоренный в значительной степени ритм течения процессов и большой объем перемен во всех сферах жизни. То, что вчера было абсолютной данностью, сегодня уже является лишь одним из вариантов, а завтра — безнадежно отжившим прошлым. В такой быстро изменяющейся среде совершенно необходимо уметь переориентироваться на что-то более актуальное и иметь в себе силы изменить свои привычки, овладеть новыми навыками или же сменить род деятельности.

В связи с динамикой изменения жизненных условий возникает всё больше новых задач, тогда как прежние методы их разрешения устаревают или демонстрируют свою неэффективность. Это обуславливает потребность в поиске новых подходов, методик и инструментов, что порой наносит существенный вред целям, для достижения которых решаются задачи.

Данная статья направлена на прояснение исходной цели профессии преподавателя вуза, рассмотрение мер, привлеченных для достижения этой цели, и постановку вопроса об их соотношении с предпринимательской деятельностью.

Специфические трудности, с которыми сталкиваются представители данного рода деятельности, неизменно требуют для своего разрешения определенного набора черт характера.

Человеческая история насчитывает десятки исследователей, которые проявляли интерес к педагогической сфере. В число тех, кто рассматривал феномен образования в целом и фигуру педагога в частности, можно определить и таких известных культурных деятелей, философов, как Платон, Аристотель и Цицерон. В более поздние времена вопрос о сути преподавательской деятельности, процессе передачи знаний, получении образования поднимался в работах Вебера, Петренко, Ильина.

В рамках настоящей статьи слово «педагог» использовано как собирательное для обозначения всех работников сферы образования, которые находятся в непосредственном контакте с обучающимися, так как логика повествования не требует сепарации.

Для Цитирования:
Сизова Юлия Сергеевна, Ершова Ольга Владимировна, Трансформация профессионального портрета современного преподавателя вуза. Кадровик. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: