По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.2

Традиционные и современные методы обучения персонала

Аксенов Илья Антонович канд. экон. наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», 600000, г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8, E-mail: il_aks@mail.ru

В данной статье проводится комплексный анализ форм и методов профессионального обучения персонала как ключевого элемента системы управления человеческими ресурсами современной организации. Рассматриваются традиционные и современные подходы к развитию компетенций сотрудников, включая внешнее и внутреннее обучение, лекции, семинары, наставничество, геймификацию и дистанционное обучение. Особое внимание уделяется факторам выбора оптимальных методов обучения в зависимости от стратегических целей компании, специфики бизнес-процессов и индивидуальных качеств сотрудников. На основе анализа актуальных исследований и статистических данных выявляются современные тенденции в области корпоративного образования, такие как цифровизация, фокус на разработке индивидуальной траектории и развитие гибких навыков. В статье уделяется особое внимание прямой зависимости между инвестициями в профессиональное развитие персонала, операционной эффективностью и конкурентоспособностью организации на рынке.

Литература:

1. Лапшова О. А. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов. — М., 2024. — С. 55.

2. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для вузов. — М., 2024. — С. 24.

3. Исследование: сколько россиян работают в состоянии выгорания // Русская школа управления [Электронный ресурс]. — URL: https://www.uprav.ru/publication/issledovanie-skolko-rossiyan-rabotayut-v-sostoyanii-vygoraniya/ (дата обращения: 03.08.2025).

4. Плугина Ю. А. Современные методы профессионального развития персонала предприятия // Вестник экономики, транспорта и промышленности.— 2023. — №43.— С. 250.

5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие. — М., 2024. — С. 39.

6. Рейтинг быстрорастущих технологических компаний России «ТехУспех»— 2023 // Аналитический отчет. Фонд «Сколково», АСИ. — М., 2023.

7. Кларин М. Н. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие. — М., 2020. — С. 201.

Профессиональное развитие персонала представляет собой систематический процесс, направленный на совершенствование компетенций, знаний и навыков сотрудников в соответствии со стратегическими целями организации и требованиями динамичной внешней среды. В условиях высокой конкуренции и быстро меняющихся технологий постоянное обновление человеческого капитала становится не просто преимуществом, но и фактором выживания и устойчивого развития компании. Многообразие существующих методов и форм обучения позволяет организациям гибко воздействовать на коллектив, целенаправленно улучшая рабочие процессы, повышая производительность и адаптируя сотрудников к новым вызовам.

Ключевым элементом системы развития человеческого капитала является обучение. Оно направлено на обеспечение долгосрочного профессионального роста сотрудников, что, в свою очередь, способствует внедрению инноваций, оптимизации операционной деятельности и усилению трудовой мотивации. Инвестиции в обучение трансформируются в повышение качества продукции или услуг, укрепление корпоративной культуры и, как следствие, в достижение устойчивых конкурентных преимуществ.

В научной литературе и управленческой практике принято выделять две фундаментальные формы организации обучения персонала: внешнюю и внутреннюю [1].

Внешнее обучение характеризуется проведением образовательных мероприятий за пределами организации, как правило, в специализированных учебных центрах, бизнес-школах или учреждениях дополнительного профессионального образования. Данная форма предполагает отрыв сотрудника от основной деятельности. К ее несомненным преимуществам можно отнести возможность привлечения высококвалифицированных внешних экспертов, знакомство с передовым отраслевым опытом и лучшими практиками, а также установление полезных профессиональных контактов. Важным психологическим аспектом является эффект смены обстановки, который способствует профилактике профессионального «выгорания» и предоставляет сотруднику возможность для перезагрузки и генерации новых идей. Однако данная форма обучения сопряжена со значительными финансовыми затратами (оплата курсов, командировочные расходы) и временным выводом ценного специалиста из рабочего процесса.

Для Цитирования:
Аксенов Илья Антонович, Традиционные и современные методы обучения персонала. Кадровик. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: