Поиск подходящего помещения является сегодня одним из самых трудоемких и затратных вопросов при реализации бизнес-проекта в сегменте HoReCa. В таком мегаполисе, как Москва, всегда было довольно затруднительно найти помещение, идеально подходящее под размещение в нем кафе или ресторана. Из-за плотной городской застройки свободных участков под строительство, особенно в пределах Садового кольца, сейчас крайне мало. В основном фонд коммерческой недвижимости пополняется за счет перепрофилирования помещений иного назначения. Острый дефицит подходящих под ресторанный формат помещений практически сводит на нет планы по развитию сетевых проектов. Поэтому рестораторам остается только лишь мечтать об идеальном помещении на первом этаже относительно нового здания на первой линии оживленной улицы поблизости от станции метро или остановки общественного транспорта. Если же к этому добавить еще места под организацию парковки и летней площадки, то становится понятной вся несбыточность подобных ожиданий.
Основной фактор подбора места напрямую зависит от формата и концепции предприятия питания. Если речь идет о респектабельном ресторане fine dining, то его следует открывать в престижном городском районе, в идеале — в отдельном особняке или на первом этаже жилого дома. Для демократичных сетевых проектов доминирующую роль будет играть популярность бренда. И в данном случае место расположения уже не имеет определяющего значения.
В процессе подбора помещений следует обращать внимание на различные факторы, что позволит избежать возможных проблем. В частности, важно соблюдать нормы площади исходя из формата предприятия питания согласно ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Из нормативных документов следует, что площади залов должны составлять в ресторанах 1,6–1,8 кв. м на человека, а в кафе — 1,2– 1,4 кв. м. К тому же излишне компактное помещение не позволит кафе или ресторану нормально функционировать, а слишком внушительная площадь не выгодна самим рестораторам из-за дороговизны метров. Также нужно учесть проходимость заведения, чтобы избежать проблем со сроками окупаемости проекта.