Современное трудовое законодательство, выражаясь ненаучно, довольно несовременное. Усиление тенденций цифровизации на рынке труда происходит сейчас в постоянном режиме, однако этот процесс чаще находит свое отражение в законодательстве о занятости и подзаконном нормативном регулировании и практически не затрагивает собственно законодательство о труде. По сути, единственным значимым и активно обсуждаемым изменением 2019 г. стало введение обязанности работодателя формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника, устраняющую по желанию работника необходимость ведения ранее утвержденного документарного бланка трудовой книжки.
К ситуации, возникшей в России в связи с введением режима повышенной готовности к пандемии коронавируса COVID-19, равно как и к любой другой подобной ситуации, предполагающей физическую изоляцию работников на дому и вынужденно организованный удаленный труд, отечественное трудовое законодательство оказалось неготовым.
Возьмем, к примеру, прием и увольнение работников. Из-за того что в трудовом законодательстве отсутствует возможность дистанционного найма (за исключением собственно дистанционного труда), ответственным должностным лицам для решения кадровых задач необходимо присутствие на рабочем месте хотя бы в условиях неполного рабочего времени, а претендентам на трудоустройство — перемещение по населенному пункту. И это в то время, когда технологии уже позволяют с легкостью идентифицировать личность по электронной цифровой подписи, а различные программы — организовать качественную видеоконференцсвязь и при желании — ее фиксацию.
Кроме того, цифровизация имеет полное право в той или иной мере влиять на создание не только типовых форм договоров (в том числе трудовых), но и организовывать сервисы по их заполнению, хранению и т. п. Если через портал госуслуг теперь можно подать даже иск, который гораздо разнообразнее по его содержанию, чем трудовой договор, то последний уж точно может быть заключен через заполнение типовой формы и взаимное одобрение сторонами полученного результата.