Четырнадцатый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» был утвержден Президентом Российской Федерации. Его основными задачами будут являться развитие туризма в регионах, привлечение инвесторов в отрасль, развитие малого и крупного бизнеса, улучшение качества жизни граждан за счет улучшения туристической инфраструктуры. Стоит отметить, что предпосылки формирования национального проекта возникли еще в 2019 г., а пандемия COVID-19 усилила потребность в нем у государства [1–3].
Цель исследования заключается в изучении текущих тенденций в индустрии гостеприимства и туризма как факторов, на которые будет необходимо ориентироваться в ходе реализации национального проекта для достижения необходимых показателей результативности.
В ходе диалога между руководителем Ростуризма Догузовой Зариной и исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе [6] от 20.08.2019 было отмечено, что в 2018 г. доля внутреннего туризма выросла на 10 % (36 млн человек), что составило прирост в размере 43 млрд долл. (Россия 24, 2019). Данный факт свидетельствовал о позитивной тенденции развития отечественного туристского продукта, однако впоследствии, как мы знаем, систематическому увеличению турпотока помешала пандемия COVID-19: по итогам 2020 г. количество въездных поездок сократилось на 74 % в отношении к 2018 г. и на 73 % в отношении к 2019 г. (Федеральная служба государственной статистики, 2021) [8].
Однако, возвращаясь к обсуждению положения национального туризма по итогам 2018 г., нельзя сказать, что Российская Федерация достигла высшего предела своих возможностей. Сравним годовые показатели России и Японии за 2018 г. При условии проведения в России чемпионата мира в Японии затраты внутренних туристов составили 200 млрд долл., что превышает затраты россиян на 78,5 %. Такой факт говорит о том, что у отечественной туристической отрасли есть направления для развития.
Более того, в диалоге был выделен рядом проблем, требующих серьезного осмысления и разработки соответствующих решений.