По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48:640.41 DOI:10.33920/igt-2-2112-01

Тенденции развития индустрии гостеприимства и туризма

Кваша Екатерина Сергеевна студент 4-го курса факультета гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
Никольская Елена Юрьевна канд. экон. наук, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: nikolskaya@gmail.com

В настоящее время индустрия гостеприимства и туризма претерпевает различные изменения. В частности, она испытывает трудности из-за пандемии COVID-19, возникшей в 2020г. Рынок туристических услуг перестал систематизированно функционировать, из-за чего потерял множество предприятий среднего и малого бизнеса. В данном случае государственное вмешательство просто необходимо для решения ряда проблем и помощи в восстановлении данной отрасли и достижения прежнего уровня ее развития. Более того, эпидемия сказалась на потребительских привычках населения, под которые туристической сфере тоже необходимо адаптироваться. Данный фактор послужил катализатором разработки национального проекта, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации. В статье выявлены ключевые недостатки сферы отечественного гостеприимства и туризма, определены тренды в поведении потребителей и тенденции в управлении индустрией, а также проанализирован государственный национальный проект как инструмент совершенствования качества предоставляемых услуг на российском туристическом рынке. Результатами исследования выступают сведения о том, на какие тенденции стоит обратить внимание в ходе реализации стратегии туристического сектора, а также были сформированы несколько рекомендаций для более успешной имплементации национального плана и достижения целевых показателей. Вывод: четырнадцатый национальный проект представляется эффективным инструментом развития отечественного туризма и привлечения инвестиций в данную отрасль экономики.

Литература:

1. Гареев, Р. Р., Романюк, А. В. Hospitality industry in Russia: Key problems and solutions// Journal of environmental management and tourism. — 2019. — Vol. 10. — No 4.

2. Никольская, Е. Ю. Инновационные стратегии развития России как туристского направления // Научный вестник МГИИТ. — 2015. — № 5 (37). — С. 11–18.

3. Попов, Л. А., Ильина, Е. Л., Кошелева, А. И., Латкин, А. Н., Литвиненко Т. В. Использование зарубежного опыта для успешного развития индустрии туризма и гостеприимства в России // Економiчна та соцiальна географiя: Наук. зб. — 2014. — Вип. 2 (70).

4. Глава Ростуризма оценила сроки наверстывания потерь от коронавируса. Интервью с Зариной Догузовой. РБК, 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. youtube.com/watch?v=jJaKXA1Q-4k&t=4s (дата обращения: 19.09.2021).

5. «Диалог»: внутренний туризм, развитие инфраструктуры и привлечение иностранцев Россия 24, 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/ watch?v=N3lWJwnvTag (дата обращения: 18.09.2021).

6. Зарина Догузова на заседании Совета Федерации рассказала о развитии внутреннего туризма в России. Вместе-РФ, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. youtube.com/watch?v=kXwZ7GzyKxg (дата обращения: 19.09.2021).

7. Привлекательно и всесезонно: как изменится туризм в России с запуском нового нацпроекта. Национальные проекты РФ, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https:// национальныепроекты.рф/news/privlekatelno-i-vsesezonno-kak-izmenitsya-turizm-vrossii-s-zapuskom-novogo-natsproekta (дата обращения: 18.09.2021).

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 18.09.2021).

9. Чернышенко рассказал об ожиданиях от нацпроекта по туризму. Известия, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://iz.ru/1162999/2021-05-12/chernyshenko-rasskazalob-ozhidaniiakh-ot-natcproekta-po-turizmu (дата обращения: 20.09.2021).

10. JLL: гостиничный бизнес продолжает адаптироваться к новым условиям спроса. Frontdesk.ru, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.frontdesk.ru/news/jllgostinichnyy-biznes-prodolzhaet-adaptirovatsya-k-novym-usloviyam-sprosa?fbclid=IwAR3F8mE OSLQAhJ5waATMvJkhISP_l6FPe1ncKnH_51GOIdhtVUVY8p4tzpw (дата обращения: 20.09.2021).

1. Gareev, R. R., Romanjuk, A. V. Hospitality industry in Russia: Key problems and solutions. Journal of environmental management and tourism. 2019, no. 10, р. 4.

2. Nikol’skaja, E. Ju. Innovacionnye strategii razvitija Rossii kak turistskogo napravlenija. Nauchnyj vestnik MGIIT. 2015, no. 5 (37), рр. 11–18.

3. Popov, L. A., Il’ina, E. L., Kosheleva, A. I., Latkin, A. N., Litvinenko, T. V. Ispol’zovanie zarubezhnogo opyta dlja uspeshnogo razvitija industrii turizma i gostepriimstva v Rossii. Ekonomichna ta social’na geografija: Nauk. zb. 2014, no. 2 (70).

4. Glava Rosturizma ocenila sroki naverstyvanija poter’ ot koronavirusa. Interv’ju s Zarinoj Doguzovoj. RBK, 20120. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=jJaKXA1Q4k&t=4s (аccessed: 19.09.2021).

5. "Dialog": vnutrennij turizm, razvitie infrastruktury i privlechenie inostrancev Rossija 24, 2029. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=N3lWJwnvTag (аccessed: 18.09.2021).

6. Zarina Doguzova na zasedanii Soveta Federacii rasskazala o razvitii vnutrennego turizma v Rossii. Vmeste-RF, 2021. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=kXwZ7GzyKxg (аccessed: 19.09.2021).

7. Privlekatel’no i vsesezonno: kak izmenitsja turizm v Rossii s zapuskom novogo nacproekta. Nacional’nye proekty RF, 2021. Available at: https://nacional’nyeproekty.rf/news/ privlekatelno-i-vsesezonno-kak-izmenitsya-turizm-v-rossii-s-zapuskom-novogo-natsproekta (аccessed: 18.09.2021).

8. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://rosstat.gov.ru/ (аccessed: 18.09.2021).

9. Chernyshenko rasskazal ob ozhidanijah ot nacproekta po turizmu. Izvestija, 2021. Available at: https://iz.ru/1162999/2021-05-12/chernyshenko-rasskazal-ob-ozhidaniiakh-otnatcproekta-po-turizmu (аccessed: 20.09.2021).

10. JLL: gostinichnyj biznes prodolzhaet adaptirovat’sja k novym uslovijam sprosa. Frontdesk.ru, 2021. Available at: https://www.frontdesk.ru/news/jll-gostinichnyy-biznesprodolzhaet-adaptirovatsya-k-novym-usloviyam-sprosa?fbclid=IwAR3F8mEOSLQAhJ5waAT MvJkhISP_l6FPe1ncKnH_51GOIdhtVUVY8p4tzpw (аccessed: 20.09.2021).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Четырнадцатый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» был утвержден Президентом Российской Федерации. Его основными задачами будут являться развитие туризма в регионах, привлечение инвесторов в отрасль, развитие малого и крупного бизнеса, улучшение качества жизни граждан за счет улучшения туристической инфраструктуры. Стоит отметить, что предпосылки формирования национального проекта возникли еще в 2019 г., а пандемия COVID-19 усилила потребность в нем у государства [1–3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключается в изучении текущих тенденций в индустрии гостеприимства и туризма как факторов, на которые будет необходимо ориентироваться в ходе реализации национального проекта для достижения необходимых показателей результативности.

Количество въездных поездок в 2018–2020 гг. (Федеральная служба государственной статистики, 2021)

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе диалога между руководителем Ростуризма Догузовой Зариной и исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе [6] от 20.08.2019 было отмечено, что в 2018 г. доля внутреннего туризма выросла на 10 % (36 млн человек), что составило прирост в размере 43 млрд долл. (Россия 24, 2019). Данный факт свидетельствовал о позитивной тенденции развития отечественного туристского продукта, однако впоследствии, как мы знаем, систематическому увеличению турпотока помешала пандемия COVID-19: по итогам 2020 г. количество въездных поездок сократилось на 74 % в отношении к 2018 г. и на 73 % в отношении к 2019 г. (Федеральная служба государственной статистики, 2021) [8].

Однако, возвращаясь к обсуждению положения национального туризма по итогам 2018 г., нельзя сказать, что Российская Федерация достигла высшего предела своих возможностей. Сравним годовые показатели России и Японии за 2018 г. При условии проведения в России чемпионата мира в Японии затраты внутренних туристов составили 200 млрд долл., что превышает затраты россиян на 78,5 %. Такой факт говорит о том, что у отечественной туристической отрасли есть направления для развития.

Более того, в диалоге был выделен рядом проблем, требующих серьезного осмысления и разработки соответствующих решений.

Первой проблемой является отсутствие конкретного туристического продукта в РФ: недостаток информированности путешественников о том, что можно посетить, а также несостоятельность маркетинга туризма, на который в России выделяется 2,5 % из федерального бюджета, в то время как в передовых туристических странах — минимум 30 %. Таким образом, необходимо создание качественного фото- и видеоконтента про Российскую Федерацию и разрушение стереотипов среди иностранцев. Было выявлено, что 50–80% российских туристов путешествуют самостоятельно, поэтому маркетинг национального продукта среди россиян имеет наиболее важное значение. Для сокращения дефицита информации Ростуризмом была разработана программа «Русские выходные», которая предполагает активную рекламу соседних с Москвой регионов, их туристские возможности.

Для более успешного достижения цели были реализованы несколько программ по выдаче субсидий:

1) субсидирование въездного туризма в размере 600 млн руб. (выдача средств туроператорам на привоз туристов из передовых стран, способных оставить в России значительные суммы денег);

2) субсидирование внутреннего туризма, а именно обеспечение транспортной доступности (выдача средств отечественным туроператорам на организацию чартерных авиаперевозок) (Россия 24, 2019) [5].

Другой проблемой отечественного туризма становится небольшое количество гостиниц, соответствующих стандартам качества. Из существующих средств размещения (28 тыс.) только 12 тыс. прошли процедуру классификации, из которых только 18 % (2160) соответствуют стандартам качества присвоенной им категории. В интервью данную проблему связывают с высокой ставкой кредита на строительство гостиницы (выше 10%), поэтому Ростуризм будет стараться повлиять на создание законопроекта по снижению процентной ставки до 3–5 % (РБК, 2020) [4].

Еще одной проблемой выделено отсутствие туризма-впечатления на территории Российской Федерации. Иностранцы отмечали, что готовы приехать в Россию при получении необычного опыта (сыграть в футбол на озере Байкал, научиться танцевать балет, поиграть в хоккей и т. д.). Однако в России получили развитие более классические виды туризма, что говорит о том, что данный сектор экономики не имеет собственного бренда, ноу-хау. Важной проблемой также является конкурентоспособность ценообразования, иностранные и российские туристы предпочитают более хороший сервис за цены, которые регламентирует черноморское направление, хоть оно и занимает 2/3 туристического рынка. Ростуризм надеется, что программы субсидирования вдохновят туроператоров на новые идеи и помогут сократить издержки, а соответственно, и цены.

Последней, но не менее важной проблемой является престижность туризма в Российской Федерации, а именно трудоустройство в данной отрасли. В мире профессия каждого 10 человека каким-либо образом относится к туризму, однако в России такая вероятность очень мала. Лучшим способом увеличения престижности туристического сектора станет заинтересованность государства в ее развитии и, соответственно, большее финансирование, так как данное обстоятельство сможет привлечь молодых и прогрессивных кадров.

Выявленные выше проблемы уже замедляли рост отечественного туризма среди россиян и иностранцев. Особенно сложная ситуация наблюдалась в регионах ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры и грамотного маркетинга местного турпродукта. Положение сильно ухудшилось во время пандемии COVID-19, когда закрыли границы для иностранных граждан и дороги для россиян (действовал пропускной режим). Потери за март — май 2020 г. начитывали 1,5 трлн руб. Зарина Догузова прямо заявила о том, что компенсировать их удастся не раньше чем к концу 2021 г. (РБК, 2020) [4].

Таким образом, национальный проект нацелен на решение задач двух важных направлений:

1) улучшение качества жизни населения в регионах России путем улучшения инфраструктуры (транспорт, экология, медицина, безопасность, создание рабочих мест);

2) укрепление позиций России на международном рынке и привлечение иностранных туристов за счет формирования интересного турпродукта, основанного на получении эмоций, и конкурентоспособного ценообразования (национальные проекты РФ, 2021) [7].

Национальный проект будет состоять из трех федеральных проектов. Первый из них будет посвящен созданию концепции развития страны и качественное мастер-планирование территорий, кластеров и российских курортов. В ходе реализации проекта до конца 2021 г. планируется разработать проект мастер-плана развития всей страны — концептуальный документ, в рамках которого будут созданы схемы территориального планирования в туризме, а также будут вноситься изменения в градостроительные документы. Для успешного составления такого мастер-плана необходимо изучить текущую туристическую ситуацию в стране и выявить наиболее привлекательные региональные направления внутреннего туризма, которые будут подвержены совершенствованию инфраструктуры. Особенное внимание будет уделено Дальнему Востоку, Крыму и Золотому кольцу. Туда планируют привлекать средства на развитие инфраструктуры в размере 2,5 трлн руб. (Известия, 2021) [9].

Что касается привлечения инвесторов, была разработана следующая мера поддержки: льготная ставка кредитования на строительство гостиничных объектов. Как было отмечено ранее, проблема соответствия российских гостиниц стандартам качества остается актуальной. Для реализации этой меры государство выделило 100 млрд руб. на ближайшие 10 лет, что послужит достижению такого результата, как создание 20 тыс. современных номеров за 3–4 года, строительство гостиниц от 120 номеров и развитие природных и курортных территорий.

«Города — это совершенно другая экономика. Нам нужно простимулировать инвесторов к тому, чтобы гостиницы развивались на черноморском побережье, где мы видим огромный дефицит качественных современных отелей. За исключением, наверное, Сочи, практически весь Краснодарский край испытывает дефицит таких отелей, и весь Крымский полуостров, где критически мало отелей с высоким уровнем качества сервиса, которое сегодня хотят получить наши туристы. И конечно, Алтай, Байкал, Русский Север, Карелия— это все те направления, которые полюбились туристам, но там не выстраивается адекватное соотношение цены и качества, так как не хватает качественных современных отелей» (национальные проекты РФ, 2021) [7].

Если говорить о малом предпринимательстве, то решено было осуществить поддержку за счет грантов: развивать локальные туристские маршруты, глэмпинги, модульные отели, кэмпинги и санитарные зоны. Первым шагом на достижение цели стал грант по развитию внутреннего и въездного туризма, запуск которого состоялся в сентябре 2020 г. Субсидию получали инициативы по развитию, выбранные экспертной комиссией на основании конкурса. Сейчас к реализации средств гранта готовятся более 400 проектов по всей России.

Второй федеральный проект рассчитан на работу со спросом: субсидирование чартерных рейсов (снижает стоимость многих направлений), а также продвижение туристического кэшбека (работает на поддержку низкого сезона). На осуществление задачи предусмотрено 5 млрд руб. ежегодно до 2024 г. Третий федеральный проект будет регламентировать совершенствование законодательства, а именно создание нового закона о туризме, зафиксировав приоритеты развития внутреннего въездного туризма, регламентирующие безопасность жизни и средств туризма. Кроме того, планируется обновить несколько тысяч стандартов, чтобы увеличить уровень сервиса.

Однако необходимо отметить, что национальный проект по развитию туристического сектора должен опираться на тенденции развития общества для использования более эффективных инструментов достижения целевых показателей и формирования грамотной стратегии развития. В первую очередь необходимо обратить внимание на тренды в поведении потребителей:

• путешествия — главная статья расходов. По данным Travelline.ru, 34% опрошенных путешественников готовы тратить на поездки больше, чем в 2020 г. Более того, 18 % туристов ставят путешествия в приоритет в сравнении с другими расходами;

• отдых вдали от мегаполиса. Исследование Travelline.ru показало, что 81 % опрошенных туристов планируют в ближайшие 18 месяцев уехать отдыхать на природу или в маленький город во время отпуска;

• отдых вдали от мегаполиса. Исследование Travelline.ru показало, что 81 % опрошенных туристов планируют в ближайшие 18 месяцев уехать отдыхать на природу или в маленький город во время отпуска;

• рост внимания к здоровью и безопасности после пандемии COVID-19 во время поездок. По данным Travelline.ru, 71 % путешественников поддерживают введение паспортов вакцинации как гарантии безопасности;

• рост доли безналичных платежей. Аналитики РБК оценили чистое изменение потребительских платежей наличными в Российской Федерации. Их исследование показало, что русские люди стали пользоваться наличными на 48 % меньше;

• рост количества времени, проводимого в цифровой среде. В апреле 2020 г., по данным We are Social и Hoot Suite, люди проводили в digital 40 % времени бодрствования;

• сокращение времени от зарождения идеи до момента покупки. Принятие решения — 8 секунд;

• «от обладания к впечатлениям». Все большее число людей готовы обходиться малым в быту и предпочитают тратить деньги не на обладание товарами, а на впечатление от сервисов, где одним из важнейших является туризм. По статистике Phocuswright, 70 % путешественников прежде всего интересуются, чем заняться в городе, который они планируют посетить, т. е. главную роль для них играет не дешевизна билетов или отелей, а желание интересно, увлекательно и с пользой провести время.

Указанные выше тренды в поведении потребителей во многом повлияли на появление новых подходов к управлению индустрией гостеприимства и туризма.

Во-первых, отельеры уделяют повышенное внимание безопасности. Скайсканер провел опрос среди 2300 путешественников по всему миру:

• 46 % опрошенных будут избегать общих санузлов и других зон массового пользования в отелях;

• 2 из 5 путешественников предпочтут обедать на открытом воздухе;

• 1 из 5 опрошенных заявил, что отдаст предпочтение дополнительным услугам в номере;

• 30 % опрошенных сказали, что программы лояльности теперь «куда менее важны».

Таким образом, гостиничная сфера адаптировалась под ситуации пандемии COVID-19 путем введения таких мер, как:

• соблюдение предписаний Роспотребнадзора в связи с пандемией COVID-19 (проверка температуры, использование средств индивидуальной защиты, социальное дистанцирование);

• завтрак в номер (включенный в стоимость проживания);

• персонал включен в шведский стол (накладывает порции гостям);

• сертификаты безопасности гостиниц;

• дополнительные виды услуг в номерах (индивидуальные спапроцедуры);

• организация питания на открытом воздухе (рестораны с верандой).

Во-вторых, распространение зеленого движения среды предприятий индустрии гостеприимства и туризма. В 2017 г. туристическая компания TUI опросила людей в разных странах и выяснила, что 2/3 отправляющихся в отпуск готовы изменить свои привычки поведения в пользу заботы об окружающей среде. Устойчивое развитие подразумевает:

• сокращение количества пищевых отходов;

• минимизацию потребления воды;

• отказ от пластика;

• энергосбережение;

• создание безбумажного делопроизводства в отеле;

• интегрирование идеи устойчивого развития в архитектуру гостиницы.

В-третьих, нельзя не сказать об инновационном развитии, например появление приложений отелей, в которых можно онлайн совершить процедуру check-in и check-out, заказать услуги без звонка, использовать QR-код как онлайн-ключи от номера, управлять технологией «умного дома», предоставлять гостям электронную систему лояльности.

Инновационным прорывом также стало появление приложений для экскурсий, например Tripster, аудитория которого — 1,25 млн человек. Разработчики предлагают индивидуальные и групповые туры. Преимущества экскурсий, предлагаемых онлайн, в том, что есть отзывы реальных путешественников, которые уже посетили экскурсию; можно получить информацию о гиде; широкий выбор экскурсий: от классических обзорных до необычных (квестов, гастрономических и пр.).

Получили популярность и такие высокие технологии, как:

• роботизация как замена человеческих ресурсов. Например, робот Пеппер — антропоморфный робот. Его изготовила японская компания Soft Bank Robotics в 2014 г. К маю 2018г. было продано более 12 тыс. экземпляров по всей Европе. На данный момент его можно использовать по самым разным назначениям — продажа экскурсий, консультация гостей или даже сервировка столов;

• искусственный интеллект: применение ботов, голосовых помощников (Алиса, Сири), привязанных к устройствам в номерах (например, колонки). По оценке Just AI, в 2020 г. аудитория голосовых ассистентов в России составила 52 млн пользователей;

• большие данные как инструмент предложения: таргетированная контекстная реклама, отслеживание и формирование интересов гостя, незамедлительная реакция на его потребности, например с использованием контекстной рекламы посещаемость сайта возросла на 17 %, а объем продаж увеличился на целых 136 %;

• «Интернет вещей» — гаджеты «говорят» друг с другом через Интернет: возможность подключать оборудование к телефону (центр управления) через bluetooth или Wi-Fi, например решение от AEi Communications BYOD.link (tm) позволяет гостям отеля подключать свои мобильные устройства к гостиничным телефонам;

• VR-реальность как инструмент, который поможет гостям переместиться в нужное пространство или время;

• биометрическая посадка в самолет. Lufthansa Group запустила механизм простой и удобной посадки на рейс с применением биометрии, в частности технологии распознавания лиц. Партнеры: компания Amadeus и таможенно-пограничная служба США.

Также стоит отметить такой интересный тренд: удаленная работа привела к появлению услуги «офис в отеле», при брони которой гость может пользоваться гостиничным номером в качестве личного офиса с 9 до 18 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, национальный проект по развитию туристического сектора нуждается в ряде рекомендаций:

1. В вопросе привлечения инвестиций стоит обратить внимание на популярные направления развития индустрии гостеприимства. Согласно новому исследованию компании JLL [10], изменение приоритетов гостей с городских на загородные и курортные объекты стимулировало инвестиционный интерес к сектору и привело к трансформации операционных трендов. Более того, особый интерес потребителей и инвесторов приобретает редевелопмент бывших промышленных зон под средства размещения и строительство гостинично-апартаментальных комплексов. Последняя тенденция появилась под влиянием пандемии, так как гостиничная составляющая делает такие проекты физически реализуемыми, дает необходимый сервис, позволяет организовать возможность пассивного дохода в случае курортного жилья.

На рынке Москвы и СанктПетербурга в 2021 г. наблюдается спрос на средства размещения среднего ценового сегмента. Например, за второй квартал 2021 г. верхний предел заполняемости данного сегмента достиг отметки в 70–80 %. Такая тенденция говорит о том, что сейчас наиболее выгодно вкладываться в строительство отелей среднего ценового сегмента, так как это кратчайший путь «выздоровления» отрасли, создания новых рабочих мест, необходимых после пандемии, и получения выручки [10].

2. Растет популярность экологического туризма и экоотелей, отвечающих требованиям устойчивого развития. Так, на данный момент все больше людей беспокоятся об экологии и готовы сделать свой выбор в пользу отдыха, не причиняющего вреда окружающей среде, поэтому создание такого продукта, как экологический туризм, тоже является очень перспективным направлением на рынке международных туристических услуг.

3. Обращая внимание на создание отечественного турпродукта, нужно выделить туризм-впечатление. Для повышения показателей внутреннего и въездного туризма, а соответственно, и роста вклада в ВВП страны, инструмент создания незабываемого опыта очень важен. Современным потребителям уже мало просто созерцания, им нужно действие: полное вовлечение в процесс экскурсии, интерактивное взаимодействие — например, присутствие на реконструкции бала XVIII века в янтарной комнате. На данный момент интересные идеи рождаются у молодежи, поэтому не стоит пренебрегать такими проектами, как «Мастера гостеприимства» от общественного движения «Россия — страна возможностей». Чем свежее и оригинальнее будет взгляд на турпродукт, тем выше вероятность, что он зацепит основную аудиторию туристов.

4. Распространение и доступность высоких технологий в управлении приведет не только к оптимизации микроэкономических показателей предприятий, но и к развитию уровня функционирования туристической сферы, представления о ней как о доступной и современной форме организации своего досуга. Внедрение цифровизации также поможет предприятиям выстроить успешную маркетинговую стратегию и выделить свой высокодоходный сегмент путешественников, так как люди адаптируются к ИТ-среде по-разному и, соответственно, преследуют разные цели при выборе высокотехнологичной гостиницы.

5. Если говорить о формировании нового законодательства и обновлении стандартов качества, особое внимание стоит уделить улучшению мер безопасности. Несмотря на то что страх населения перед COVID-19 проявляется не так сильно, однако он остался в подсознании у населения и оказывает влияние на выбор того или иного места отдыха. Обновление стандартов безопасности должно затронуть все сферы туристической отрасли: от экологической тропы в регионе до пятизвездочной гостиницы в столице. Например, отельерам необходимо предоставлять сертификаты безопасности средства размещения, выданные Роспотребнадзором; обрабатывать номера и помещения общественного пользования в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора; создать и распространить информационный шум об усилении безопасности и заботе о здоровье клиентов. Такие методы демонстрации заботы о жизни и здоровье гостей обязательно создадут позитивный эффект и будут привлекать все больше туристов.

Соответственно, в ходе реализации национального проекта планируется достижение следующих ключевых результатов (таблица).

ВЫВОДЫ

Таким образом, четырнадцатый национальный проект развития туристической отрасли должен быть направлен на детальную проработку и контроль критических точек, выявленных в последние несколько лет. Запросы потребителя меняются с каждым днем, как и текущая ситуация на международном и внутренних рынках, под что отрасли туризма необходимо грамотно и своевременно адаптироваться: улучшать качество предоставляемых услуг и разрабатывать новый и интересный турпродукт. Планируемый национальный проект соответствует решению задачи совершенствования методов быстрой адаптации. Более того, он также призван упростить процессы ведения туристического бизнеса в Российской Федерации, поэтому можно сделать вывод, что у реализации проекта положительный прогноз.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare no conflicts of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: