Не могу сказать, что, прожив в Англии двадцать с лишним лет, я досконально изучил наиболее характерные черты мышления местного населения, но по крайней мере знаю, как вести себя в тех или иных ситуациях. Постараюсь поделиться своими наблюдениями и с вами. При этом попробую обозначить тему штрихами, привести примеры, случаи из жизни, а через них подобраться к образу мышления.
Хочу заметить, что экономические и социальные стороны жизни страны легко можно выразить в цифрах, рейтингах, наконец, перевести и ознакомиться с законодательными актами. Обсуждаемая нами проблематика, несомненно, связана с вышеизложенным, но является категорией субъективной. Поэтому не судите строго, а если возникнет интерес к этой теме, буду рад ответить на ваши вопросы. Уважаемые читатели, рассматривайте эту статью как приглашение к диалогу.
Итак, из школьной программы любой российский школьник знаком с главными достопримечательностями столицы туманного альбиона — Биг Беном, Вестминстерским аббатством, Букингемским дворцом и т.д. А вот если спросить, скажем, пятнадцатилетних английских школьников, проживающих на некотором расстоянии от столицы, о памятных местах Лондона, то примерно 50% ответят, что слышали, но ни разу там не бывали. Мы, естественно, возмутимся неправильностью воспитания английских школьников со стороны родителей и школы. Да, это, видимо, так, но для определенной, причем достаточно большой по численности, категории взрослых и детей все эти памятники не имеют значения. А в семейном бюджете нет нужных 30 фунтов, чтобы съездить в Лондон. Для нас это по меньшей мере странно, а здесь это нормальное явление. В лучшем случае школьники посетят эти памятники во время школьной экскурсии, если у школы найдутся средства.
Хочу оговориться, что многие приводимые мной примеры относятся не к хорошо обеспеченным материально английским семьям, а к большенству населения.
Продолжу. Здесь практически отсутствует комплексное мышление. Вся система образования и воспитания молодежи строго ориентирована на конкретику. Перед поступлением в университет в течение двух лет изучаются четыре предмета. Историки могут обсуждать историю, а сантехники — никогда. Единственная тема, о которой вы можете поговорить с любым островитянином, — это футбол и погода. Причем вы будете удивлены широкими познаниями в области футбола. Ленточки с названиями клубов продаются в каждом магазине, а барельеф Биг Бена — только в сувенирной лавке в центре Лондона. Конечно, встречается молодежь, которая стремится к овладению всем комплексом знаний — от космоса до медицины, но таких мало, и на них можно посмотреть, съездив в Оксфорд или Кембридж.