Стартап: формирование костяка компании
На этапе стартапа, когда формируется культура компании и сотрудников не так много, есть возможность уделить каждому больше внимания. И не только в рамках рабочего процесса. Здесь проговаривается, зачем эти обязанности вообще нужны, зачем компания создана и для чего мы всем этим занимаемся. В LPTracker очень много времени было потрачено на то, чтобы у первого костяка не было понятия «не моя задача». Если это влияет на компанию и на клиентов, значит, это общая задача.
Такая культура формировалась с помощью митингов (собраний), разбора причинно-следственных связей. Мы прорабатывали главные вопросы: зачем компания существует, каких результатов мы ожидаем.
Мы разбирали кейсы на примере семейных отношений или поведения детей. Это конкретная техника «+ — 0», посвященная типологии награждения определенного типа поведения и ожидания ответной реакции.
Чтобы относиться к пользователям системы по-человечески, нужно суметь на них взглянуть под этим углом. Мы разбирали какой-то кейс и переводили его на пример классических домашних разногласий (поздно пришел с работы, не вынес мусор), что позволяло воспринимать информацию в более игровой и понятной форме, а связка с бизнес-задачей помогала подходить к рабочим решениям с человеческой стороны, а не со стороны жесткого регламента: так можно, так нельзя.
Предприниматель на этапе стартапа учит своих подчиненных, передает не только видение продукта, миссии и сверхзадачи, но и образ мышления. У нас до сих пор на многих столах таблички «ЗАЧЕМ?», которые часто передаются новичкам.
Те, кто был согласен с таким подходом, остались в компании до сих пор. Именно этот костяк в последующем стал основой компании, ее топ-менеджментом.
Быть хорошим руководителем и уметь отдыхать — особый вид искусства. И учиться ему придется, ведь иначе наступит выгорание.
2‑й этап: контроль и коуч уже не работают