Рынок юридических услуг в России является высококонкурентной средой. По направлению «Юриспруденция» подготовку осуществляют 777 образовательных организаций по 1078 программам [1]. Очевидно, что количество дипломированных юристов в нашей стране превышает количество предложений по трудоустройству. В конкурентной борьбе за место в высокопрофессиональном юридическом сообществе выиграет тот молодой специалист, компетенции которого позволят ему выделиться на фоне коллег.
Доказанным фактом является то, что релевантными кадрами на рынке труда, с точки зрения работодателей (и клиентов), являются соискатели, обладающие определенной специализацией в конкретной сфере и имеющие навыки и знания в смежных областях деятельности [2].
Еще в конце XX века Дэвид Гейтс разработал концепцию T-shaped persons [3]. Согласно данной теории, на смену узкоспециализированному эксперту («I-образный»), приходит «Т-образный» человек, имеющий знания в конкретной сфере деятельности и обладающий развитыми навыками во многих других областях. Согласно концепции Д. Гейтса, «Т» символизирует два вектора компетенций отдельного специалиста: вертикальный и горизонтальный. Первый отражает глубокие знания и умения в некой специализации (уровень экспертности), второй показывает обширность кругозора в смежных с профессией отраслях.
Теорию T-shaped развил генеральный директор международной проек тно -консалтинговой компании IDEO Т. Браун, внедрив в работу своей фирмы предложенную Д. Гейтсем концепцию [4]. Проектная команда, с его точки зрения, должна состоять из людей, обладающих совокупностью узкоспециализированных навыков и междисциплинарных умений. Т. Браун читает, что вертикальная составляющая буквы «Т» символизирует глубину мастерства специалиста, позволяющую ему вносить вклад в рабочий процесс. В свою очередь, горизонтальный штрих выступает в качестве показателя предрасположенности к сотрудничеству в междисциплинарной команде. Данный компонент, по мнению Т. Брауна, состоит из двух интуитивных составляющих. Первым элементом является компонент, называемый Брауном empathy[5]. Такая составляющая включает в себя теоретические знания о специфике деятельности отдельного специалиста.