* Статья подготовлена в рамках выполнения грантового исследования по заказу РНФ, тема «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ 22-28-20445).
Вопросы повышения финансовой грамотности студентов особенно актуальны в эпоху цифровизации, которая несет с собой не только плюсы, но и большое количество рисков. Усложнение финансовых продуктов идет опережающими темпами по сравнению с ростом финансовой и цифровой грамотности молодежи. По мере расширения доступности финансовых услуг через цифровые каналы высоки риски навязывания молодым людям ненужных услуг. Не обладая достаточными знаниями и опытом в области финансов, не умея оценивать финансовые риски и безоговорочно доверяя информации на интернет-ресурсах, молодежь становится легкой добычей для финансовых мошенников.
Важным фактором формирования финансовой грамотности студентов выступает способность управления личным бюджетом, который представляет собой процесс управления студентами личными доходами и расходами с учетом знаний, умений, навыков и опыта применения современных технологий и методов контроля личных финансов.
К сожалению, в вузах не уделяют достаточного внимания изучению технологий, методов и приемов формирования, распределения и накопления денежных средств, поэтому многие студенты слабо ориентируются в этих вопросах, что снижает их финансовую грамотность, экономическую самостоятельность и конкурентоспособность на рынке труда [1, с. 176].
Основной целью исследования, результаты которого представлены в статье, является разработка внутривузовских мероприятий по развитию у студенческой молодежи навыков управления личным бюджетом, реализация которых будет способствовать формированию их финансовой грамотности, повышению конкурентоспособности и экономической самостоятельности будущих выпускников на рынке труда.
Объектом нашего исследования стали 565 студентов 29 государственных вузов Российской Федерации, а предметом изучения — процессы управления личным бюджетом студента как фактор повышения их финансовой грамотности и конкурентоспособности на рынке труда.