По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Студент российского вуза: управление личным бюджетом*

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, засл. деятель науки РФ, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: disser@bk.ru
Черниковская Марина Витальевна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: m.chernikovskaya@mail.ru
Сазыкина Ольга Анатольевна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: soa02041978@bk.ru
Киселева Алина Валерьевна студентка магистратуры, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: soa02041978@bk.ru

Важным элементом формирования финансовой грамотности студентов выступает практика планирования и реализации личного бюджета. Грамотное управление личным бюджетом позволит студенческой молодежи не только уменьшить расходы, но и увеличить доходы за счет появления пассивного дохода от использования свободных денежных средств. Представлены результаты оценки студентами важности учета личных денежных средств, понимание значения знаний в области ведения личного бюджета и составления финансового плана, формирование студентами знаний и навыков по составлению и реализации личного бюджета, опыт ведения студентами личного бюджета, владение инструментами управления личным бюджетом, использование современных методов контроля и управления личными финансами. Разработаны внутривузовские мероприятия по развитию у студенческой молодежи навыков управления личным бюджетом, реализация которых будет способствовать формированию их финансовой грамотности, повышению конкурентоспособности и экономической самостоятельности будущих выпускников на рынке труда.

Литература:

1. Резник С. Д., Черниковская М.В., Сазыкина О. А. Гендерные особенности формирования финансовой грамотности студентов университетов России // Народонаселение. — 2023. — Т. 26. — №2. — С. 176–188.

2. Гвалдин А.Ю., Даакян, Н.А., Оганян, Т.Б., Панасенкова, Т.В. Проблема диалогичности в воспитании экономической культуры молодежи / А.Ю. Гвалдин, Н. А. Дадаян, Т. Б. Оганян, Т. В. Панасенкова // Перспективы науки и образования.— 2021. — № 4 (52). — С. 48–63.

3. Данченко Е. А. Проблемы и перспективы повышения финансовой грамотности молодежи / Е. А. Данченко, И.А. Шлыкова // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т.16.— №6 (453). — С. 1041–1051.

4. Иванова И. В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата / И. В. Иванова // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 21марта 2019 г. — Пермь: ОМЕГА САЙНС, 2019. — С. 242–245.

5. Сорокина Е. А. Компетентностный подход для успешной интеграции студента в мир цифровой финансовой грамотности / Е. А. Сорокина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 11-1 (62). — С. 99–102.

6. Медведь И.В. Модель формирования финансовой грамотности: влияние на финансовое развитие личности обучающихся / И.В. Медведь // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2020. — № 3. — С. 17–22.

7. Улендеева Н. И. Вопросы формирования экономических компетенций студентов юридических вузов / Н.И. Улендеева; УКК «Актуальные знания»; Ассоциация «Союз образовательных учреждений» // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сборник научных статей по итогам работы двенадцатого круглого стола со всероссийским и международным участием, Шахты, 30–31декабря 2020 г. — Шахты: Конверт, 2020. — С. 182–184.

8. Ramos-Hernández J. J., GarcíaSantillán A., Molchanova V. Financial literacy level on college students: a comparative descriptive analysis between Mexico and Colombia // European Journal of Contemporary Education. — 2020. — Vol.9. — No 1. — Pp. 126–144.

9. De Almeida F., Ferreira M.B., SoroJ.C., Silva C. S. Attitudes toward money and control strategies of financial behavior: Acomparison between over indebted and non-over indebted consumers // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol.12 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.566594/full (accessed: 16.03.2023).

10. Резник С. Д., Черниковская М.В. Смогут ли студенты управлять своей жизнью? // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — Т. 23. — №1-2. — С. 111–121.

11. Никитина А. Личные финансы и семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не позволять деньгам управлять вами / А. Никитина, Н. Смирнова, Д. Дерябин и др. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 172 c.

12. Ягупова Е.А. Методы эффективного управления семейным бюджетом и его финансовое планирование / Е.А. Ягупова, Л.Ф. Черникова // ScienceTime. — 2019. — № 5 (65). — С. 45–50.

13. Яхно А. Р. Семейный бюджет/ А. Р. Яхно, А.А. Ваганова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. — Т. 3. — № 4 (14). — С. 928–930.

14. Астамирова Х. Х. Понятие, сущность и особенности ведения личного бюджета / Х. Х. Астамирова, Ф. М. Шахаева // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 3. — С. 120–122.

15. Осадчий В. В. Методы ведения личного бюджета и стратегии управления расходами / В. В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. — 2021. — №1-2. — С. 36–39.

16. Гарцуева Е. В. Финансовая грамотность индивида — условие его успехов в рыночной экономике/ Е.В. Гарцуева// Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2017. — №38. — С. 91–105.

17. Резник С. Д., Сазыкина О. А., Черниковская М. В. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // Интеграция образования. — 2023. — Т.27. — № 3. — С. 522–538.

* Статья подготовлена в рамках выполнения грантового исследования по заказу РНФ, тема «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ 22-28-20445).

Вопросы повышения финансовой грамотности студентов особенно актуальны в эпоху цифровизации, которая несет с собой не только плюсы, но и большое количество рисков. Усложнение финансовых продуктов идет опережающими темпами по сравнению с ростом финансовой и цифровой грамотности молодежи. По мере расширения доступности финансовых услуг через цифровые каналы высоки риски навязывания молодым людям ненужных услуг. Не обладая достаточными знаниями и опытом в области финансов, не умея оценивать финансовые риски и безоговорочно доверяя информации на интернет-ресурсах, молодежь становится легкой добычей для финансовых мошенников.

Важным фактором формирования финансовой грамотности студентов выступает способность управления личным бюджетом, который представляет собой процесс управления студентами личными доходами и расходами с учетом знаний, умений, навыков и опыта применения современных технологий и методов контроля личных финансов.

К сожалению, в вузах не уделяют достаточного внимания изучению технологий, методов и приемов формирования, распределения и накопления денежных средств, поэтому многие студенты слабо ориентируются в этих вопросах, что снижает их финансовую грамотность, экономическую самостоятельность и конкурентоспособность на рынке труда [1, с. 176].

Основной целью исследования, результаты которого представлены в статье, является разработка внутривузовских мероприятий по развитию у студенческой молодежи навыков управления личным бюджетом, реализация которых будет способствовать формированию их финансовой грамотности, повышению конкурентоспособности и экономической самостоятельности будущих выпускников на рынке труда.

Объектом нашего исследования стали 565 студентов 29 государственных вузов Российской Федерации, а предметом изучения — процессы управления личным бюджетом студента как фактор повышения их финансовой грамотности и конкурентоспособности на рынке труда.

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Черниковская Марина Витальевна, Сазыкина Ольга Анатольевна, Киселева Алина Валерьевна, Студент российского вуза: управление личным бюджетом*. Кадровик. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: