Цифровизация существенно трансформировала социально-экономические процессы, включая организацию труда и занятость населения. Одним из наиболее значимых явлений последних лет стала платформенная занятость, или работа через цифровые платформы, которые обеспечивают взаимодействие между заказчиками и исполнителями. Появление новых организационных форм труда обусловлено не только технологическим прогрессом, но и усилением значимости поведенческой экономики, ростом гибкости рынков и процессов индивидуализации занятости. В российских социально-экономических условиях данный сегмент рынка труда развивается интенсивно, имеется большое количество научных исследований и публикаций на тему платформенной занятости, но, тем не менее, некоторые вопросы остаются недостаточно исследованными.
Отметим, что под платформенной занятостью в отечественной и зарубежной литературе понимается широкий спектр форматов трудовой деятельности, опосредованных цифровыми сервисами, начиная от доставки и таксомоторных услуг, заканчивая фриланс-проектами в различных сферах деятельности и креативной экономики. В отличие от традиционных форм занятости, платформа выступает не работодателем в классическом понимании, а посредником, что создает особые условия для формирования институциональной среды взаимодействия и влечет за собой ряд социально-экономических последствий. Для работников, которые осуществляют свою трудовую деятельность на цифровых платформах, такие формы занятости открывают новые возможности — гибкий рабочий график, расширение рынка труда, снижение транзакционных издержек при поиске заказов. В то же время новые формы занятости имеют определенные недостатки: отсутствие социальных гарантий, нестабильность доходов, слабую защищенность трудовых прав и др.
В таком случае особый интерес представляет структурный анализ платформенной занятости в России. С одной стороны, он позволяет выявить основные сектора, в которых сосредоточена деятельность работников цифровых платформ, и рассмотреть социально-демографические характеристики занятых. С другой стороны, он открывает возможность оценки влияния платформенной занятости на национальный рынок труда в целом с точки зрения перераспределения занятости, трансформации традиционных моделей трудовых отношений и возникновения новых профессиональных характеристик.