Комьюнити-менеджмент — это понятие из бизнеса, многие сферы которого стали создавать вокруг бренда компании для более тесного контакта с аудиторией и роста ее лояльности, получения обратной связи и разработки клиентоориентированных продуктов [1–3]. Однако наработки комьюнити-менеджмента могут использоваться и в других сферах жизнедеятельности. Популярность комьюнити обусловлена несколькими причинами: укреплением лояльности и увеличением цикла жизни сотрудника/обучающегося без огромного бюджета; формированием постоянно расширяющегося круга сотрудников/обучающихся; искренней и бескорыстной вовлеченностью в ценности компании. Для того чтобы создать сообщество в рамках образовательного продукта, необходима команда, которая состоит из:
• менеджера по продукту как создателя архитектуры компании;
• комьюнити-менеджера как организатора-координатора;
• контент-мейкера как человека, ответственного за своевременное обновление контента в сообществе;
• лидера (создателя, автора) компании как объединяющего звена и носителя ценностей коллектива; подобная роль, как правило, свойственна авторским сообществам, в которых участники объединяются вокруг яркой личности.
Эти роли на первых порах может совмещать и один человек, однако разумнее рассчитывать на командную работу, ведь итоговая цель — дальнейший рост и развитие компании, а при масштабировании штат так или иначе придется расширять. Штат отдела, занимающегося развитием и поддержкой компании, может насчитывать десяток позиций: модераторов, менеджеров, лидеров комьюнити, директоров по взаимодействию, консультантов, руководителей бизнес-операций и т. д.
Принципы комьюнити-менеджмента описывают конкретные действия и ценности, которыми стоит руководствоваться каждому, кто желает построить долговременное и крепкое сообщество.
Комьюнити-менеджер обладает компетенциями и автора, и эксперта, и психолога, и менеджера.
Эмпирической базой исследования являются аналитические исследования, подготовленные на основе открытых статистических данных Росстата и Министерства науки и высшего образования РФ, а также ресурсов аналитических изданий и научных публикаций, в том числе материалов международных организаций, ведущих консалтинговых компаний, глобальных ассоциаций, ведущих образовательных учреждений и других активных участников мировой образовательной среды и экспертов рынка труда.