По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Стратегия опережающего обучения как одна из перспективных мер активной политики занятости в условиях цифровизации труда

Глотова Ирина Александровна канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры конституционного права и муниципального права, Челябинский государственный университет 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, Е-mail: glotova.i.a@ mail.ru
Варакина Лариса Николаевна заместитель директора ГКУ «Центр занятости населения города Орска» 462403, Оренбургская область, г. Орск, ул. Краматорская, д. 5Б, Е-mail: proff-czn@ yandex.ru

В статье рассмотрены тенденции занятости на рынке труда последних лет, соотношение спроса и предложения рабочей силы в зависимости от уровня образования и квалификации в ответ на вызовы современного типа экономики. Обосновывается необходимость разработки программ опережающего обучения, в том числе для предупреждения негативных последствий отставания в навыках и квалификации от меняющихся экономических условий, стремительного развития техники и технологий, что позволит гарантировать человеку обеспечение его занятости. Данные меры, реализуемые посредством содействия государства, основаны в первую очередь на анализе потребностей на те или иные профессии (специальности) со стороны работодателей, интереса работодателей в создании конкретных рабочих мест и заключаются в приобретении работниками определенного набора компетенций.

Литература:

1. Proposal for a Joint Employment Report 2020 from the Commission to the Council: the Joint Employment Report. European Union, 2019. P. 48.

2. Итоги выборочного обследования рабочей силы за 2019 год: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gks.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.05.2020).

3. Рекомендация №195 Международной организации труда «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (принята в г. Женеве, 17 июня 2004 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req =doc&base=INT&n=40864#09757955612706704 (дата обращения: 03.05.2020).

4. Доклад Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда. «Работать ради лучшего будущего». Международное бюро труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/dgreportscabinet/documents/publication/ wcms_662472.pdf (дата обращения: 03.05.2020).

5. Education and Training 2020 (ET 2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/ education/policies/european-policy-cooperation/et2020framework_en (дата обращения: 30.05.2020).

6. Пункт 4 раздела III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_821 34/404acceb6b806af7e46939aa 23904acdec1df1f5/ (дата обращения: 30.08.2019).

7. Варламов, К.В. Цифровая экономика без человеческого капитала несостоятельна / К.В. Варламов // Интервью ТАСС, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/interviews/5100624 (дата обращения: 03.05.2020).

8. Недялкова Е. Обучение на опережение // Работа и образование. РБК+. — 2018. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spb.plus.rbc.ru/ news/5abcf0767a8aa97edf5bb28c (дата обращения: 03.05.2020).

Цифровизация экономики и распространение нестандартных форм занятости привели к тому, что требования к работнику возрастают и непрерывно меняются, при этом постоянных работодателей, заинтересованных в сохранении стабильных трудовых отношений, становится всё меньше, следовательно, вся нагрузка, связанная с повышением квалификации или сменой профессии, ложится исключительно на работника.

В связи с этим одним из самых действенных механизмов адаптации граждан в условиях цифровизации экономики и сохранения их занятости является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан.

Наличие образования и профессиональной подготовки сегодня существенно влияют на перспективы трудоустройства людей.

Сегодня в условиях цифровизации экономики существенно увеличивается доля занятости, основанной на выполнении задач высокой квалификации, что обосновывает растущий спрос высококвалифицированных работников в экономике.

В ответ на изменения в спросе на ключевые навыки, особенно в отдельных сферах экономики, в последнее десятилетие во многих развитых странах отмечается значительный рост числа лиц с высшим уровнем образования среди занятого взрослого населения.

В среднем в европейских странах в 2018 г. из тех, кто имеет квалификацию на базе среднего профильного образования, трудоустроены 73,4%, а из тех, кто имеет высшее образование, — 84,5% [1].

Таким образом, высшее и среднее профессиональное образование коррелируют с более высокими показателями занятости.

В России ситуация аналогичная и подтверждает тенденции рынка труда зарубежных стран. Наличие образования и профессиональной подготовки сегодня существенно влияют на перспективы трудоустройства людей. Об этом свидетельствуют показатели занятости в зависимости от наличия образования и его уровня.

Так, в 2019 г. в России доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста составила 79,2%.

Для Цитирования:
Глотова Ирина Александровна, Варакина Лариса Николаевна, Стратегия опережающего обучения как одна из перспективных мер активной политики занятости в условиях цифровизации труда. Кадровик. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: