Цифровизация экономики и распространение нестандартных форм занятости привели к тому, что требования к работнику возрастают и непрерывно меняются, при этом постоянных работодателей, заинтересованных в сохранении стабильных трудовых отношений, становится всё меньше, следовательно, вся нагрузка, связанная с повышением квалификации или сменой профессии, ложится исключительно на работника.
В связи с этим одним из самых действенных механизмов адаптации граждан в условиях цифровизации экономики и сохранения их занятости является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан.
Наличие образования и профессиональной подготовки сегодня существенно влияют на перспективы трудоустройства людей.
Сегодня в условиях цифровизации экономики существенно увеличивается доля занятости, основанной на выполнении задач высокой квалификации, что обосновывает растущий спрос высококвалифицированных работников в экономике.
В ответ на изменения в спросе на ключевые навыки, особенно в отдельных сферах экономики, в последнее десятилетие во многих развитых странах отмечается значительный рост числа лиц с высшим уровнем образования среди занятого взрослого населения.
В среднем в европейских странах в 2018 г. из тех, кто имеет квалификацию на базе среднего профильного образования, трудоустроены 73,4%, а из тех, кто имеет высшее образование, — 84,5% [1].
Таким образом, высшее и среднее профессиональное образование коррелируют с более высокими показателями занятости.
В России ситуация аналогичная и подтверждает тенденции рынка труда зарубежных стран. Наличие образования и профессиональной подготовки сегодня существенно влияют на перспективы трудоустройства людей. Об этом свидетельствуют показатели занятости в зависимости от наличия образования и его уровня.
Так, в 2019 г. в России доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста составила 79,2%.