Согласно конституционным положениям каждому гарантируется социальное обеспечение на случай возраста (ст. 39 Конституции РФ), одним из основных видов которого на современном этапе является страховая пенсия по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости является так называемым заработанным видом социального обеспечения, право на которую возникает при достижении лицом определенного возраста, выработки им определенного стажа (для досрочной пенсии — также учитывается профессиональный стаж), а начиная с 2015 г. накопления работником пенсионных баллов (ИПК), количество которых зависит не только от страхового стажа, но и от заработка работника, на который работодателем уплачиваются соответствующие страховые взносы.
История развития пенсионного законодательства последних десятилетий свидетельствует, что начиная с 1990-х гг. пенсионная реформа имеет перманентный характер: каждые 11–12 лет завершается принятием нового пенсионного закона, содержащего новые правила пенсионного обеспечения и формулы трудовых пенсий по старости; до принятия нового закона в действующий вносятся неоднократные поправки. Скорее всего, данная ситуация не подвергнется большим изменениям. Таким образом, вполне обоснованным является предположение, что в будущем (как и на современном этапе) работнику придется столкнуться с тем фактом, что пенсионные правила в ходе его трудовой жизни и до момента назначении трудовой пенсии по старости постоянно будут меняться; этот факт следует осознать, принять и, главное, готовиться к будущей пенсии документально.
Согласно конституционным положениям каждому гарантируется социальное обеспечение на случай возраста (ст. 39 Конституции РФ), одним из основных видов которого на современном этапе является страховая пенсия по старости.
К сожалению, как показывает правоприменительная практика, многие работники зачастую начинают задумываться о своей пенсии только за несколько лет до обращения за ней. Некоторые из предпенсионеров абсолютно уверены, что у них будет пенсия как минимум на уровне той средней пенсии по старости, которая заявляется официальными органами на текущий год, поскольку у них был, прежде всего, «длительный стаж», а также «вполне приемлемый» заработок (особенно в последние годы перед назначением пенсии). Также многие предпенсионеры, претендующие на досрочную страховую пенсию по старости (например, лица, работающие во вредных (опасных) условиях труда, педагоги детских учреждений), пребывают также в уверенности, что, когда у них будут выработаны соответствующие стажи работы, по их заявлению сразу же будет назначена данная пенсия, поскольку все соответствующие данные есть в пенсионных органах. Такое обыденное представление о своей будущей пенсии, к сожалению, присуще достаточно большой части граждан. И только при получении отказа в ее назначении (для досрочных пенсионеров) или назначении низкого ее размера лицо обращается к документальным данным своей трудовой деятельности, пытаясь самостоятельно высчитать свой трудовой стаж и рассчитать размер своей пенсии. Однако в условиях невозможности по самым различным причинам представления доказательств, подтверждающих стаж (а в некоторых случаях и заработок, размер уплаченных на него страховых взносов), работник зачастую не может отстоять свое право и утрачивает право на досрочную пенсию, повышенный размер пенсии по старости.