«Тема номера» этого выпуска посвящена компенсационным механизмам в трудовых отношениях. Рассмотрим, как функционирует система вознаграждения работникам за их трудовую деятельность, а именно какой набор социальных гарантий определяет государство и как формулируются условия на уровне предприятия.
По словам экспертов, например, компенсационные механизмы, не связанные с заработной платой, в странах с развитой рыночной экономикой используются для привлечения эффективных работников, служат средством побуждения их к повышению производительности. Для России характерно положение, при котором при использовании отдельными предприятиями передовых западных технологий в управлении персоналом большинство дополнительных компенсационных механизмов являются наследием советского периода и зачастую н е выполняют уже возложенных на них функций.
Кстати, заметим, по данным опроса HeadHunter, большинство специалистов предпочли бы самостоятельно выбрать бенефиты, которые подходят именно им, а не получить уже фиксированный, «коробочный» пакет. Такой формат более выгоден и работодателю, т.к. позволяет перераспределить бюджет целевым образом. Для сотрудников, переехавших из других регионов, в большей степени актуален вопрос предоставления служебной квартиры, чем оплата фитнесклуба или корпоративные праздники. Для тех, чья деятельность связана с общением с людьми или публичными выступлениями, важна возможность компенсации затрат на услуги салона красоты. По итогам опроса, в настоящий момент опциональный компенсационный пакет готовы предоставить только 14 % работодателей.
Наибольшее единство мнений между сотрудниками и работодателями наблюдается в сроках, после которых новым сотрудникам нужно предоставлять компенсационный пакет. Большинство респондентов (54 %) считают правильным получение его после прохождения испытательного срока, при этом 44 % участников опроса отметили, что именно так и принято в их компаниях.
С уважением, главный редактор Надежда Николаевна Зиновская