По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Статичные и динамичные ролевые модели управления персоналом в условиях цифровизации

Трунин Григорий Александрович канд. экон. наук, доцент кафедры финансового права и таможенной деятельности, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: trunin_gr@mail.ru

В статье рассматривается применение динамичных временных ролей в процессе цифровизации как способ ускорения организационных изменений вместо классического подхода со статичными ролями (классические должностные инструкции). Даются рекомендации по внедрению нового подхода и описываются его преимущества.

Литература:

1. Савич Ю. А. Цифровизация управления компетенциями персонала для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю. А. Савич, Н. Н. Голубь, О. К. Прохорова // Экономика и предпринимательство.— 2024. — № 9 (170). — С. 1046–1052.

2. Симонова М. М. Компетенции персонала: проблемы формирования в условиях цифровизации экономики / М. М. Симонова, Е. В. Камнева, С. А. Бутырина // Самоуправление. — 2022. — № 5 (133). — С. 725–728.

3. Ильина И. Ю. Цифровизация как фактор трансформации профессиональных компетенций персонала / И. Ю. Ильина // Экономика образования. — 2023. — № 1 (134). — С. 101–108.

4. Погодина И. В. Правовые риски использования искусственного интеллекта в управлении персоналом / И. В. Погодина, Д. А. Авдеев // Кадровик. — 2022. — № 1. — С. 8–12.

5. Молоткова Н. В., Хазанова Д. Л. Диджитализированное управление персоналом: понятие, перспективы развития // Креативная экономика. — 2018.— Т. 12. — № 11. — С. 1865–1876. DOI: 10.18334/ce.12.11.39560.

6. Закирова М. И. Организационное поведение / М. И. Закирова, А. А. Посаженников. — Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2020. — 472 с. ISBN 978-5-9984-1281-3.

7. Khoury M. E. L., Jaouen A., Sammut S. The liberated firm: An integrative approach involving sociocracy, holacracy, spaghetti organization, management 3.0 and teal organization // Scandinavian Journal of Management. — 2024. — Т. 40. — № 1. — С. 101312.

8. Камарова Т. А. Классификация видов цифровизации занятости / Т. А. Камарова, А. В. Вербенская, Т. Л. Маркова // Кадровик. — 2024. — № 12. — С. 62–69.

9. Сазанова Л. А. Холакратия как гибкая технология управления ИТ-компаниями / Л. А. Сазанова // Цифровые модели и решения. — 2024. — Т. 3. — № 1. — С. 5–19. DOI: 10.29141/2949-477X-2024-3-1-1.

10. Иванова О. Э. Управляемая самоорганизация в педагогическом технопарке / О. Э. Иванова // Креативная экономика. — 2023. — Т. 17. — № 7. — С. 2491–2506. — DOI: 10.18334/ce.17.7.118278.

11. Аксенов И. А. Профессиональное обучение и переобучение персонала / И. А. Аксенов // Кадровик. — 2024. — № 11. — С. 93–97.

12. Алиев О. М. Концепции и проблемы внедрения самоуправляемых организаций / О. М. Алиев // Управленческий учет. — 2022. — № 5-2. — С. 321–332. DOI: 10.25806/uu5-22022321-332.

В процессе цифровых преобразований многие компании сталкиваются с проблемой компетенций персонала и их готовности использовать цифровые решения в дальнейшей деятельности, наблюдается провал в цифровых компетенциях [1, с. 1046]. Более того, отмечаются организационно-структурные конфликты, вызванные противоречиями в системе традиционных подходов к организации деятельности персонала в виде должностных инструкций и необходимости преобразований в сторону приоритетных направлений, что также объясняется недостаточным учетом фактора развития «мягких» компетенций [2, c. 725, 726].

Приведем простой пример: в процессе оцифровки бизнес-процессов компании в сторону клиентоориентированности отдел бухгалтерии может столкнуться с необходимостью отправки клиентам отдельных выписок или данных, хотя в должностных инструкциях такие процессы часто отсутствуют. Второй аналогичный пример, когда сотрудники вынуждены выполнять смежные операции, не вменяемые им впрямую должностными обязанностями, но представленные существенно простыми действиями при работе с цифровой средой (выгрузка отчета, данные из профиля и т. д.). Аналогичная проблематика накапливается с расширением спектра применения цифровых решений и технологий, что требует выработки подходов к преодолению данных противотечений.

Как правило, организации стремятся сформировать компетентностный цифровой профиль сотрудника.

Первым подходом является изменение должностных инструкций и их актуализация для текущих задач. Процесс достаточно трудоемкий, но выполнимый особенно для крупных организационных систем. Как правило, организации стремятся сформировать компетентностный цифровой профиль сотрудника [3, с. 101, 102]. Однако, если в организации осуществляются интенсивные управленческие изменения, такой подход оказывается сложно реализовать на практике, так как формализованные процессы нивелируются новыми многочисленными изменениями. Происходит разрыв между потребностями и реальным положением вещей. Это ярко проявляется при реализации задач цифровизации, когда новые фичи могут появляться достаточно быстро, а автоматизация некоторых задач приводит к пересмотру отдельных видов работ. В результате статичная ролевая модель, формализованная через систему должностных инструкций, становится недостаточной для реализации современной цифровой стратегии развития. Эту проблему сейчас решают за счет применения искусственного интеллекта, но данный подход несет и свои специфические риски [4, c. 10, 11].

Для Цитирования:
Трунин Григорий Александрович, Статичные и динамичные ролевые модели управления персоналом в условиях цифровизации. Кадровик. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: