Человеческий аспект в условиях динамичных изменений внешней и внутренней среды выступает ключевым фактором, так как именно поведение людей на предприятии в результате позволяет определить, какие элементы системы необходимо изменить и какой экономический эффект это принесет в долгосрочной перспективе [1, 2].
Планируя ключевые направления предстоящей трансформации системы управления человеческим капиталом, необходимо спроектировать ее организационно-институциональную составляющую. По данному направлению необходимо определить следующее ключевые изменения, адекватные требованиям принципов управления качеством на предприятии: перераспределение ранее установленных ролей субъектов, их важнейших функций и в целом объектов управления.
Данное перераспределение затрагивает в первую очередь трансформацию объекта управления в субъект на базе делегирования полномочий, вовлечения сотрудников организации в процессы по управлению качеством, самоуправления, изменения характера и направлений взаимодействия субъектов и объектов, изменения ответственности отдельных элементов управленческой системы и роли лидеров в сопровождении перемен.
Подобные изменения в системе управления человеческим капиталом обусловливают инновационный подход к работе, целостную трансформацию внутренней корпоративной культуры, адекватные перемены в содержательной составляющей системы управления человеческим капиталом и прочих ее ключевых составляющих, в первую очередь затрагиваются процессы отбора и обучения персонала, затем — применение усовершенствованных методов управления человеческим капиталом в рамках технологической структуры системы управления.
Теоретической и методологической основой работы стали положения неоклассической экономики труда (концепция человеческого капитала), теории интеллектуальных работников и интеллектуального труда, материалы исследований российских и зарубежных экономистов и теоретиков менеджмента в области стандартизации бизнес-процессов [1–10].
В значительном числе случаев принципы участия сотрудников в деятельности предприятия должны быть закреплены в существующих стандартах системы управления персоналом.