Имидж – это тот образ организации, который формируется в общественном и индивидуальном сознании с помощью средств массовой коммуникации и психологического воздействия. Организация имеет имидж даже в том случае, если над ним не работают специально [1].
Современная имиджелогия выделяет несколько возможных типов имиджа, которым присущ функциональный подход: зеркальный, текущий, желаемый, личностный, корпоративный, множественный, положительный, отрицательный.
1. Зеркальный имидж отражает собственное представление о себе. Субъект смотрится в зеркало и занимается самооценкой. Этот вариант имиджа положителен, так как психологически в процессе самооценки выдвигается на первое место позитив. Его минусом является минимальный учет мнения со стороны.
2. Текущий имидж характеризует взгляд на что-либо со стороны. Именно в этой области используется PR (Public Relations), то есть связи с общественностью и реклама. Сложившееся мнение формирует имидж организации в такой же степени, как реальные поступки. Главной задачей здесь является создание не столько благоприятного, сколько точного, правильного имиджа.
3. Желаемый имидж отражает идеал, то есть то, к чему есть стремление. Он особенно важен для начинающих организаций, которые только создаются. О них еще никому ничего не известно, поэтому в данном случае желаемый имидж должен выступать как единственно возможный.
4. Личностный имидж характеризует систему представлений об образе конкретного человека. Личностный имидж формируется в нашем сознании в первую очередь под воздействием средств массовой информации и в организации касается конкретного работника: директора, менеджера или руководителя.
5. Корпоративный имидж касается организации в целом, а не каких-то ее частей или результатов ее работы. Здесь имеют значения и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности. Подобный тип имиджа очень важен для тех организаций, которые используют собственную символику, имеют свой фирменный стиль и так далее. Потенциальный покупатель, работник должен узнавать организацию на всем пути ее развития, в любом предмете, в каждой мелочи.