По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1

Современные особенности образовательного уровня и занятости населения Волгоградской области

Лобанова Наталья Анатольевна канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, д. 27, E-mail: natlob66@yandex.ru
Баранова Алла Федоровна канд. экон. наук, доцент кафедры правового и организационного обеспечения бизнес-процедур, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Юридический институт, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, E-mail: afbaranova@gmail.com

Рассматриваются современные тенденции развития системы высшего профессионального образования Волгоградской области. Выявляются закономерности его развития, выражающиеся в изменении численности образовательных учреждений и количества обучающихся в них студентов. Описывается состав населения по уровню образования, и рассматривается его влияние на степень занятости населения в регионе.

Литература:

1. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ// Научные труды ИНП РАН. — М.: МАКС Пресс, 2010. — № 2-3.

2. Барш Т. И., Агентова Г. В. Статистический анализ занятости населения трудоспособного возраста в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. — 2017. — №12 (25). — С. 475–479.

3. Лобанова Н.А., Ступникова А.Д. Современные особенности развития системы образования Волгоградской области // Наука Красноярья. — 2023.— Т. 12. — № 2-3.— С. 86–93.

4. Волгоградская область в цифрах. 2021. — Волгоград: Территориальный орган службы государственной статистики, 2022. — 382 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. — М., 2021. — 1112 с.

Уровень образования является одним из важнейших показателей качества населения. При характеристике трудоспособного населения образовательному уровню уделяется особое внимание, поскольку он показывает качество населения как производительной силы и дает представление об уровне и структуре духовных и материальных потребностей людей [1, 2].

В системе высшего профессионального образования Волгоградской области следует отметить следующие тенденции. В 1990-е гг., вначале 2000-х гг., вплоть до 2010 г. наблюдался рост числа как студентов, так и вузов в регионе. С 2007 по 2010 г. численность студентов вузов увеличилась на 3,7 тыс. человек и составила 119,5 тыс. Увеличение числа студентов в вузах региона связано не только с увеличением числа вузов и мест в них, но и с ориентацией значительной части молодежи на получение высшего образования [3].

Число вузов в Волгоградской области в 1990-е гг., начале 2000-х гг. росло неоправданно быстрыми темпами, в том числе за счет открытия негосударственных высших учебных заведений. Так, в 2012 г. третья часть вузов региона — 17 вузов (39,5%) — была представлена негосударственными высшими учебными заведениями, соответственно, 26 вузов (60,5 %) приходились на государственные и муниципальные. Значительная часть негосударственных вузов не имели постоянного штата преподавателей, третья часть профессорско-преподавательского состава являлись совместителями. В 1990-е гг. в большинстве вузов открывался прием на экономические и правовые профили подготовки, в том числе тех из них, которые не занимались подготовкой таких специалистов. Причем в регионе не хватало квалифицированных профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых дисциплинах, а количество окончивших вузы по этим специальностям только за пять лет (с 2007 по 2012 г.) выросло более чем в два раза.

Уровень образования оказывает влияние на структуру занятого населения в регионе.

С 2011 г. в области происходит уменьшение числа высших учебных заведений и количества обучающихся в них студентов. В 2012 г. в Волгограде в 43 высших учебных заведениях (включая негосударственные) обучались 104,8 тыс. студентов. К 2022 г. сократилось как число вузов (в 3,5 раза — до 12), так и численность обучающихся в них студентов (почти в 2 раза — на 47,4 тыс. и составила 56,6 тыс.). Уменьшение количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, связано как с сокращением числа бюджетных мест, так и с закрытием ряда негосударственных учебных заведений и объединением государственных вузов. Объединение Волгоградского технического университета и Волгоградской архитектурно-строительной академии привело в 2016 г. к образованию Опорного технического университета.

Для Цитирования:
Лобанова Наталья Анатольевна, Баранова Алла Федоровна, Современные особенности образовательного уровня и занятости населения Волгоградской области. Кадровик. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: