Уровень образования является одним из важнейших показателей качества населения. При характеристике трудоспособного населения образовательному уровню уделяется особое внимание, поскольку он показывает качество населения как производительной силы и дает представление об уровне и структуре духовных и материальных потребностей людей [1, 2].
В системе высшего профессионального образования Волгоградской области следует отметить следующие тенденции. В 1990-е гг., вначале 2000-х гг., вплоть до 2010 г. наблюдался рост числа как студентов, так и вузов в регионе. С 2007 по 2010 г. численность студентов вузов увеличилась на 3,7 тыс. человек и составила 119,5 тыс. Увеличение числа студентов в вузах региона связано не только с увеличением числа вузов и мест в них, но и с ориентацией значительной части молодежи на получение высшего образования [3].
Число вузов в Волгоградской области в 1990-е гг., начале 2000-х гг. росло неоправданно быстрыми темпами, в том числе за счет открытия негосударственных высших учебных заведений. Так, в 2012 г. третья часть вузов региона — 17 вузов (39,5%) — была представлена негосударственными высшими учебными заведениями, соответственно, 26 вузов (60,5 %) приходились на государственные и муниципальные. Значительная часть негосударственных вузов не имели постоянного штата преподавателей, третья часть профессорско-преподавательского состава являлись совместителями. В 1990-е гг. в большинстве вузов открывался прием на экономические и правовые профили подготовки, в том числе тех из них, которые не занимались подготовкой таких специалистов. Причем в регионе не хватало квалифицированных профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых дисциплинах, а количество окончивших вузы по этим специальностям только за пять лет (с 2007 по 2012 г.) выросло более чем в два раза.
Уровень образования оказывает влияние на структуру занятого населения в регионе.
С 2011 г. в области происходит уменьшение числа высших учебных заведений и количества обучающихся в них студентов. В 2012 г. в Волгограде в 43 высших учебных заведениях (включая негосударственные) обучались 104,8 тыс. студентов. К 2022 г. сократилось как число вузов (в 3,5 раза — до 12), так и численность обучающихся в них студентов (почти в 2 раза — на 47,4 тыс. и составила 56,6 тыс.). Уменьшение количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, связано как с сокращением числа бюджетных мест, так и с закрытием ряда негосударственных учебных заведений и объединением государственных вузов. Объединение Волгоградского технического университета и Волгоградской архитектурно-строительной академии привело в 2016 г. к образованию Опорного технического университета.