По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Современные общепрофессиональные компетенции: требования федеральных государственных образовательных стандартов и реальность

Сизова Юлия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры иностранных языков №1, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: ju-si@mail.ru, Sizova.YS@rea.ru
Беляева Нина Геннадьевна старший преподаватель кафедры иностранных языков №1, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

Вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов различных профилей, владеющих иностранным языком, в настоящее время стоит достаточно остро, что обусловлено включением иноязычной дисциплины в качестве обязательной в государственные образовательные стандарты всех звеньев системы высшего образования. В данной работе авторы делают акцент на специфических трудностях, возникающих в определении понятия «компетенция» в рамках компетентностного подхода. Также рассматривается сущность общепрофессиональных компетенций студентов на примере направления подготовки 45.03.03 — «Фундаментальная и прикладная лингвистика», бакалавриат, рассматриваются требования федеральных государственных образовательных стандартов 3+ и 3++ и реальность развития соответствующих им современных общепрофессиональных компетенций на уроках иностранного языка.

Литература:

1. Викулина О.В. Функциональный аспект системы контроля уровня сформированности иноязычных речевых умений студентов юридических факультетов в сфере профессиональной коммуникации // Самарский научный вестник. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ funktsionalnyy-aspekt-sistemy-kontrolyaurovnya-sformirovannosti-inoyazychnyhrechevyh-umeniy-studentov-yuridicheskihfakultetov-v (дата обращения: 29.01.2020).

2. Гатиятуллина Г.В. Образ современного преподавателя высшей школы в представлениях студентов технического вуза // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — №5–3. — URL: http:// www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15972 (дата обращения: 29.01.2020).

3. Дюгай Е.Е., Гущина Л.А. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 7–12. — URL https://moluch.ru/conf/ ped/archive/22/2214/ (дата обращения: 29.01.2020).

4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 5 мая 2011 г. — Екатеринбург — Березовский: Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском, 2011.

5. Качества, необходимые преподавателю, или Каким должен быть хороший преподаватель английского языка. — URL: https://www.english-language.ru/articles/ informative/kachestva,-neobxodimyieprepodavatelyu-ili-kakim-dolzhen-byitxoroshij/ (дата обращения: 29.01.2020).

6. Нурхамитов М.Р., Шакирзянова Р.М. Особенности профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов юридического факультета // Казанский вестник молодых ученых. — 2018. — Т. 2, №5 (8).

7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 29.01.2020).

8. Соколова А.В. Структура основных компетенций выпускника современного вуза. Анализ ГОС ВПО специальностей 230500 (СКСИТ) и 100200 «Туризм» // Молодой ученый. — 2010. — Т. 2, №8. — С. 180–184. — URL https://moluch. ru/archive/19/1961/ (дата обращения: 29.01.2020).

9. Сизова Ю.С. Профессиональные и личные качества преподавателя иностранного языка высшей школы: взгляд студентов // Кадровик. — 2020. — №5 — С. 106–116.

10. Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. — 2018. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnyeznaniya-i-professionalnye-kompetentsiiv-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 29.01.2020).

11. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — №2. — С. 58–62.

В современном мире одним из актуальных вопросов является вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов различных профилей, владеющих иностранным языком. В частности, владение иностранным языком способствует результативной коммуникации, является универсальным средством успешной профессиональной деятельности и самореализации выпускника.

В современных условиях возрастают требования к языковой подготовке и уровню владения различными видами компетенций выпускников вузов.

Как результат в современных условиях возрастают требования к языковой подготовке и уровню владения различными видами компетенций выпускников вузов, которые должны подготовить его к жизни в обществе. В сфере высшего образования это означает, что студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности. Именно студенты испытывают на себе воздействие педагогической деятельности и являются партнерами преподавателя в образовательном процессе.

Соответственно, в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех звеньев системы высшего образования в качестве обязательной включена иноязычная дисциплина, целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста — участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Приобретение студентами коммуникативной компетенции заключается в таком владении общением на иностранном языке, которое позволяет использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.

Наряду с коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка по требованиям ФГОС 3+ и 3++ необходимо также формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Рассмотрим подробнее, возможно ли в современных реалиях выполнение требований ФГОС 3+ и 3++.

Для Цитирования:
Сизова Юлия Сергеевна, Беляева Нина Геннадьевна, Современные общепрофессиональные компетенции: требования федеральных государственных образовательных стандартов и реальность. Кадровик. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: