По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.54

Современные императивы профессиональной ориентации по экономическим направлениям подготовки в региональном университете

Сотникова Светлана Ивановна д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 56, E-mail: s.i.sotnikova@nsuem.ru
Прокудина Ольга Алексеевна соискатель кафедры экономики труда и управления персоналом, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 56, E-mail: prokudinaa@mail.ru

Для российской сферы высшего образования характерна ситуация острой конкуренции за обучающихся в условиях «демографической ямы». На фоне усиливающегося расслоения вузов растет привлекательность для молодежи в большей степени образовательных программ «брендовых» опорных, исследовательских (отраслевых) и федеральных вузов. В этих условиях региональным вузам, преимущественно ориентированным на интересы регионального рынка труда, гораздо сложнее становится привлекать обучающихся. В этом контексте возрастает важность познания общего характера и глубинных причин, источников, движущих сил процессов профессиональной ориентации молодежи, проводимых в региональном вузе. Цель статьи — выявление социально-экономических императив профессиональной ориентации в региональном вузе как локального оператора высшего образования.

Литература:

1. Сотникова С.И. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты исследования / С.И. Сотникова, Н.З. Сотников // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2015. — №1. — С. 100–107.

2. Абанкина И.В. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова // Актуальные проблемы экономики и права.— 2016.— Т. 10, №2.— С. 38–58.

3. Гринкруг Л.С., Толстогузов П.Н. Региональный университет и вузовская реформа // Аккредитация в образовании. — 2013. — №1 (61). — С. 24–25.

4. Зулунова Г.В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа.— 2011.— №5.— С. 31–34.

5. Немцева Ю.В. Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в рыночных условиях (на примере г. Новосибирска): автореф. дис. … канд. экон. наук. — Омск, 2004. — 20 с.

6. Perdrix S., Stauffer S., Masdomati J., Vassoudi K., Rossier J. Effective-ness of career counseling:a one-year follow-up // Journal of Vocational Bechavior 2012; 80: 565–578.

7. Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. Formative personalization of student’s self-determination and employability // Procedia Social and Behavioral Sciences 2015: 739–747.

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: НПО «Модэк», 2002. — 392 с.

9. Сотников, Н.З. Методический подход к формализации стратегии деловой карьеры на основе системы сбалансированных показателей / Н.З. Сотников // Управление персоналом иинтеллектуальными ресурсами в России. — 2016. — Т. 5, №4. — С. 56–62.

10. Митина, Н.А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1037–1040.

11. Ендальцев В.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. — Киев-Одесса: Вища школа, 1982.

12. Вуоринен Р. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Р. Вуоринен, Х. Зелот, П. Лемпинен // Вестник ТвГУ. — 2013. — Вып. 3. — С. 24–33.

13. Сотникова С.И. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала / С.И. Сотникова, Н.З. Сотников // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2014. — №1. — С. 60–65.

14. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пос. / С.Н. Чистякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

15. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы) / О.П. Апостолов. — М.: Издатель ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. — 184 с.

16. Kong H., Chrung C., Song H. From hotel career management to employees career satisfaction. The mediating effect of career competency // International Journal of Hospitality management 2012; 31: 76–85.

17. Minchington B., Thorne K. Measuring the effectiveness of your employer brand // Human Resources. October/November 2007: 14–16.

18. Ford S.A. Dynamics of earning capacity / S.A. Ford // Greater Louisville Metro Attorney at Law Magazine 2011; September: 10–11.

19. Сотников Н.З. Методический подход к формализации стратегии деловой карьеры на основе системы сбалансированных показателей / Н.З. Сотников // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2016. — Т. 5, №4. — С. 56–62.

20. Сотников Н.З. Концептуальные основы стратегического анализа деловой карьеры персонала / Н.З. Сотников // Менеджмент в России и за рубежом. — 2016. — №4. — С. 126–135.

Важным системообразующим социальным институтом, определяющим условия для осознанного и самостоятельного профессионального позиционирования молодежи в рыночной системе разделения труда в соответствии с конкретной учебной ситуацией в целом и принятыми в профессионально-образовательной сфере деятельности ценностями, является образовательное учреждение высшего образования — высшая школа. Профориентация в высшей школе — это органическая часть процесса профессиональной ориентации трудоспособных индивидов, в рамках которой происходит личностное осмысление обучающимся себя как субъекта профессиональной карьеры [1, с. 102]. Последовательная вузовская профориентация как система равноправного взаимодействия обучающихся и высшей школы в конечном счете призвана повысить качество жизни и эффективность жизненной ориентации обучающихся.

В настоящее время для сферы высшего образования характерна ситуация острой конкуренции за обучающихся на фоне усиливающегося расслоения «вузов России по объемам и источникам финансового обеспечения, с завышенными обязательствами по повышению зарплаты профессорско-преподавательского состава, приводящим к нехватке средств на содержание имущественного комплекса и обеспечение учебного процесса» [2]. Это увеличивает привлекательность для молодежи в большей степени образовательных программ «брендовых» опорных, исследовательских (отраслевых) и федеральных вузов. В этих условиях региональным вузам, преимущественно ориентированным на интересы регионального рынка труда, гораздо сложнее становится привлекать обучающихся. «Между тем региональные университеты в системе российского высшего образования являются структурообразующими как для самих регионов, так и для страны в целом» [3].

В этой связи в фокусе исследовательского интереса находится развитие социально-экономических императив профессиональной ориентации в региональном вузе как локального оператора высшего образования.

Задачи исследования заключаются в приведении в соответствие содержания современной концепции профессиональной ориентации в высшей школе с реалиями времени, структурно-функциональном анализе профориентации обучающихся в высшей школе, систематизации стратегических альтернатив профориентации с точки зрения вузов и обучающихся.

Для Цитирования:
Сотникова Светлана Ивановна, Прокудина Ольга Алексеевна, Современные императивы профессиональной ориентации по экономическим направлениям подготовки в региональном университете. Кадровик. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: