В связи с 25-летием Российской Конституции представляется необходимым рассмотреть принцип свободы труда, включая право на труд, в аспекте ее развития — от истоков советской государственности до настоящего времени.
Первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 года, объявила труд обязанностью всех граждан РСФСР и провозгласила: «Не трудящийся да не ест» (ст. 18) [1]. Как видим, эта Конституция исходила не из принципа свободы, а из обязанности труда.
В 1918 году III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которой ввел всеобщую трудовую повинность [2].
Ни в первой Конституции РСФСР, ни в первом Кодексе законов о труде — КЗоТ РСФСР 1918 года [3] не были закреплены свобода труда и право на труд.
В КЗоТ РСФСР 1918 года говорится о трудовой повинно сти для всех трудоспособных граждан республики в смысле всеобщей обязанности общеполезного труда. В отличие от него, КЗоТ РСФСР 1922 года [4] законодательно закрепил переход от всеобщей трудовой повинности к договорной форме привлечения кадров в народное хозяйство. Он сохранил привлечение к трудовой повинности (трудовой мобилизации) только в экстраординарных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий и т.п.).
В тот же период времени широкое распространение получил так называемый договор ученичества, предусмотренный КЗоТ РСФСР 1922 года.
К концу 1920-х — началу 1930-х годов усилилась регулирующая роль государства в обеспечении народного хозяйства квалифицированными кадрами, были приняты постановления ЦИК и СНК СССР от 29.08.1928 [5] и от 15.09.1933 «Об улучшении использования молодых специалистов» [6].
Трудовые правоотношения с выпускниками вузов и техникумов стали устанавливаться на основании актов распределения на работу, издаваемых отраслевыми наркоматами в соответствии с планом.
«Благодаря этим актам, — как правильно подчеркнул Н.Г. Александров, — в СССР каждому лицу, окончившему специальное учебное заведение, гарантируется работа по специальности, приобретенной в соответствующем учебном заведении» [7]. Эти акты предопределяли будущих участников трудового правоотношения, так как имели обязательную силу для молодого специалиста (рабочего) и соответствующего предприятия (организации).