По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Современная концепция наставничества как драйвера роста производительности

Долженко Руслан Алексеевич д-р экон. наук, директор Уральского института управления — филиала РАНХиГС 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, E-mail: dolzhenko-ra@ranepa.ru
Борисова Татьяна Юрьевна заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Свердловская пригородная компания» 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 128, E-mail: borisova-008@yandex.ru

В статье рассмотрены преимущества использования наставничества как части системы адаптации персонала на современном производственном предприятии и его положительное влияние на производительность, описаны ключевые функции и компетенции наставников, а также приведены методы и инструменты оценки эффективности деятельности наставника и системы наставничества в целом. Эмпирической базой послужил личный опыт автора по внедрению и совершенствованию системы наставничества на предприятии, результаты опроса работников АО «СПК», принимавших участие в процедуре наставничества как в качестве наставника (75 человек), так и в роли стажера (216 человек), а также данные, полученные в процессе подготовки проекта к участию в ежегодном конкурсе «Лучшие практики наставничества».

Литература:

1. Гимпельсон В.Е. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, Т.С. Карабчук [и др.] // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2009. — Т. 13, № 2. — С. 172–216.

2. Гимпельсон, В.Е. Низкооплачиваемые рабочие места на российском рынке труда: есть ли выход и куда он ведет? / В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, А.В. Шарунина // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. — Т. 22, №4. — С. 489–530. DOI 10.17323/1813-8691-2018-22-4-489-530.

3. Урмина, И.А. Наставничество, его значение в истории и современности / И.А. Урмина, Н.Н. Горелова // Социальная политика и социология. — 2010. — № 7 (61). — С. 85–94.

4. Яшкова, Н.В. Роль наставничества в профессиональной адаптации работников железнодорожного транспорта / Н.В. Яшкова, Э.З. Матурова // Современные концепции научных исследований: материалы IV Международной научнопрак тической конференции (Нижний Новгород, 11 декабря 2015 г.) / Нижегородский филиал МИИТ; под ред. Н.В. Пшениснова. — Н. Новгород: ООО «Стимул-СТ, 2015. — С. 202–203.

5. Бубнова, Г.И. Совершенствование системы наставничества на ОАО «РЖД» / Г.И. Бубнова, А.И. Михайлова // Наука и культура России. — 2015. — Т. 1. — С. 284–286.

6. Цыганов, В.В. Механизмы наставничества в организационных системах и повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта / В.В. Цыганов, Д.Н. Федянин // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2019. — № 3(43). — С. 55–66. DOI 10.20291/2079-0392-2019-3-55-66.

7. Руденко А.М. Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — Ростов н/Д: Феникс, 2021. — С. 319.

8. Щевьева, А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом. — 2010. — № 3 (18). — С. 213–223.

9. Грунистая О.С. Наставничество как способ адаптации и обучения персонала / О.С. Грунистая // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2014. — № 10. — С. 89–94.

10. Кузнецов, О.И. Технология наставничества как инновационный способ управления конк урентоспособностью производственных организаций / О.И. Кузнецов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2013. — № 16. — С. 127–132.

11. Теплов, А.О. Методы оценки эффективности наставничества / А.О. Теплов // Государственное управление. Электронный вестник. — 2011. — № 28. — С. 16.

12. Гринько, А.С. Сокращение расходов организации на внедрение системы наставничества / А.С. Гринько // Economics. — 2019. — № 4 (42). — С. 41–42.

13. Аладьина, В.В. Профессиональный успех как следствие профессионального наставничества / В.В. Аладьина // Акмеология профессионального образования: материалы 12 Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 12–13 марта 2015 г.) / Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. — С. 135–138.

14. Никитин, Д. Построение системы наставничества / Д. Никитин // Современные страховые технологии. — 2007. — № 1. — С. 30–40.

15. Kolb A.Y. & Kolb D. A. (2017) The Experiential Educator. Principles and Practices of Experiential Learning / Alice Y. Kolb & David A. Kolb Experience Based Learning Systems Inc. Kaunakakai, HI 96748 © 594 p.

16. Скворцова, Л.И. К вопросу о внедрении системы наставничества в деятельность организаций / Л.И. Скворцова, Е.В. Иванова, М.А. Лобанова [и др.] // Управление пространственным развитием территорий: глобальные тренды и региональные приоритеты: материалы научно-практической конференции (Вологда, 20 декабря 2018 г.). — Вологда: Вологодский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. — С. 87–102.

17. Скоркина, А.А. Наставничество как метод преодоления проблем самоопределения на этапе адаптации / А.А. Скоркина // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. — 2011. — №1. — С. 298–299.

18. Ситник, З.Н. Наставничество — основной фак тор профессиональной адаптации / З.Н. Ситник // Профессиональное образование. Столица. — 2009. — № 1. — С. 27–28.

19. Шарапова, Н.В. Наставничество как эффективный элемент системы управления персоналом предприятия / Н.В. Шарапова, М.А. Попова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 4. — С. 250–253.

20. Чернова, М.А. Отбор, оценка и подготовка наставников на предприятиях / М.А. Чернова, В.М. Шарапова // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы: сборник научных трудов международной научно-практической конференции (Калининград, 22– 23 ноября 2019 г.) / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Западный филиал. — Калининград: «РА Полиграфычъ», 2019. — С. 258–264.

21. Спирин, В.Ю. Организация системы наставничества для развития рабочих кадров промышленных предприятий / В.Ю. Спирин // Вестник науки. — 2020. — Т. 1, № 1 (22). — С. 124–128.

22. Локтюхина, Н.В. Актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России / Н.В. Локтюхина, У.А. Назарова, С.В. Шабаева // Экономика в промышленности. — 2019. — Т. 12, № 4. — С. 494 –502. DOI 10.17073/2072-1633-2019-4-494-502.

23. Кожевникова Т.Ю. HRкак он есть / Т. Кожевникова. — М.: Эксмо, 2021. — С. 208.

24. Гимпельсон, В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности / В.Е. Гимпельсон // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 23, № 2. — С. 185–237. DOI 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237.

25. Петерсон, К. Век живи -век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам / Кей Петерсон, Дэвид Колб; пер. с англ. Н. Брагиной. — М.: Манн, Иванов, Фербер, 2018. — С. 224.

26. Камарова Т.А. Механизмы адаптации персонала в условиях дистанционной занятос ти / Т.А. Камарова, Т.Ю. Борисова // Кадровик. — 2021. — № 5. — С. 122–131.

27. Питерсен В. Стратегия как обучение: Новый взгляд на процесс создания ценности и борьбы за конкурентное преимущество / пер. с англ. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — С. 206.

В связи с реорганизацией системы среднего профессионального образования проблема передачи опыта и обучения производственного персонала во многом легла на плечи самих предприятий. Государство как никогда заинтересованно в росте производительности труда. На государственном уровне реализуются национальные проекты для обеспечения ежегодного роста производительности труда в промышленном секторе экономики, в том числе реализуется ряд мер по нематериальной мотивации производственных предприятий к повышению производительности труда. Для стимулирования развития деятельности предприятий в данном направлении ежегодно в рамках национального проекта «Производительность труда» проводится конкурс «Лучшие практики наставничества». Наставничество, безусловно, является одним из драйверов роста производительности труда. Именно поэтому вопросы качественной и современной организации процесса наставничества становятся все более актуальными.

Целью данной работы является описание системы наставничества как инструмента повышения эффективности использования персонала компании и, как следствие, роста производительности труда производственного персонала.

Меры на стороне предложения должны быть ориентированы на формирование конкурентоспособного человеческого капитала, востребованного на рынке труда.

Сама по себе функция наставничества зародилась гораздо раньше, чем это понятие. Ведь развитие человека как личности, развитие его трудовой деятельности предполагало наличие некоего опыта и, соответственно, технологии передачи навыков от более опытных мастеров к новичкам. Еще лет 20 назад понятие «наставничество» ассоциировалось с пережитками советской эпохи и периодом плановой экономики.

В настоящее время, когда промышленность не просто возрождается, но и развивается стремительными темпами и даже стоит в авангарде применения и развития передовых технологий во всем: в технике, в технологии, в управлении; потребность в производственном персонале растет, в связи с чем наставничество обрело второе дыхание и активно используется как действенный инструмент. В связи с реорганизацией системы среднего профессионального образования проблема передачи опыта и обучения производственного персонала во многом легла на плечи самих предприятий. Система образования готовит не тех специалистов, которые нужны экономике, а потому должна быть перенастроена на другие профессии/специальности. Этот подход возлагает основную «вину» на систему профессионального образования, которая продолжает действовать по инерции и плохо улавливает сигналы рынка [1, с. 173]. Меры на стороне предложения должны быть ориентированы на формирование конкурентоспособного человеческого капитала, востребованного на рынке труда. Это касается и обучения вне рынка труда (в системе формального образования), и обучения в процессе самой трудовой деятельности. При этом обучение должно сопровождать работника на протяжении всей его трудовой жизни, причем его качество не менее важно, чем получение формальных сигнализирующих сертификатов [2, с. 51]. Учитывая, что около 1/10 от общего числа размещенных вакансий — это объявления о наборе именно рабочего персонала (по данным портала для поиска работа hh.ru), можно сделать предположение, что каждый десятый работник при поступлении на новое рабочее место проходит через процедуру наставничества.

Для Цитирования:
Долженко Руслан Алексеевич, Борисова Татьяна Юрьевна, Современная концепция наставничества как драйвера роста производительности. Кадровик. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: