Экономический кризис на рынке труда и в социальной сфере в условиях пандемии COVID-19 повлиял на численность безработных граждан в нашей стране. По данным МОТ, в таких условиях произошел резкий рост безработицы и количества бедных граждан (от 8,8 до 35 млн человек в мире в 2020 г.). Отсутствие трудоустройства и занятости порождает как социальные проблемы в общественной жизни государства, так и упадок потенциала социального развития. Безработица не дает гражданам приложить свои умения в том роде деятельности, в котором они могут наибольшим образом проявить себя, резко ухудшая материальное положение семей безработных и способствуя росту преступности и заболеваемости [1, c. 157]. Соответственно, государственные доходы резко падают, а растут расходы на здравоохранение и социальную защиту населения, и «бороться» с ними в рамках социального страхования достаточно сложно. Урегулирование видится в интенсивном изменении законодательства путем реформ и концептуальных подходов к решению проблемы безработицы.
Согласимся с мнением профессора К.Д. Крылова, что поступательное развитие законодательной деятельности, осуществляемой в России, наглядно проявляется в новациях, принятых на федеральном уровне в отношении занятости, рынка труда и защиты от безработицы, социально-трудовых отношений и развития социального партнерства [3, c. 75].
Законодательство в сфере занятости населения входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Отсюда отношения в сфере занятости населения регулируются как федеральным, так и региональным законодательством.
В законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» для устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по вопросам содействия занятости населения. Такое разграничение закрепляется в перечне полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в рамках ст. 7 Закона о занятости содержит исчерпывающий характер. В нем закреплены принципиальные положения, требующие единого подхода на всей территории России. Начало перечня включает закрепление за федеральными органами государственной власти полномочий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения, а также принятие федеральных нормативных актов и иных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере содействия занятости населения.