В современных условиях падения реальных доходов населения, повышения налоговой и «коммунальной» нагрузки, роста числа граждан, в том числе работающих, находящихся за чертой бедности, перед государством как нельзя актуально стоит задача защиты прав граждан, имеющих право на получение социального обеспечения.
Стабильно высокими являются статистические показатели обращений граждан с заявлениями о нарушении их трудовых прав и права на социальное обеспечение в различные государственные органы.
Так, по критерию категорий нарушенного права в 2017 году на первом месте находятся обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в России по поводу нарушения социально-экономических прав — 632 (69%), что на 29,5% больше, чем в 2016 году [1]. Органами прокуратуры в 2015 и 2016 годах выявлено более 203 ты. нарушений в сфере трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении [2].
Поскольку реализация норм права невозможна без эффективной их защиты, то вопросам защиты права российских граждан на социальное обеспечение, пенсионных прав посвящено немало научных работ [3]. Вместе с тем многие вопросы, касающиеся правового механизма защиты права на социальное обеспечение, изучены еще не в полной мере.
Понятие «механизм» толковые словари русского языка определяют как «конструкция», «устройство» [4] либо «внутреннее устройство, система функционирования чего-нибудь» [5].
В теории права под механизмом государства принято понимать систему государственных институтов и организаций, структурные элементы которой тесно взаимосвязаны и каждый из них выполняет определенные задачи [6]. Таким образом, механизм представляет собой определенную систему действий, подчиненных какой-либо цели, задаче.
В научной литературе правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда был подвергнут специальному исследованию.
Так, Т.А. Сошникова представила механизм такой защиты как совокупность правовых норм, правовых учреждений и юридических процедур, при помощи которых осуществляются защита и восстановление охраняемых законом прав и интересов человека и гражданина. Выделены три механизма: государственный, механизм публичной власти муниципального образования, механизм защиты со стороны общественных объединений (в том числе профсоюзов) [7].