В современных исследованиях, посвященных изучению проблем, с которыми сталкивается образовательная организация, все чаще внимание обращается на проблему низкого социального капитала в школе и его отрицательного влияния на профессиональное развитие педагогов. В то же время существующие магистерские работы НИУ ВШЭ создают предпосылки для дальнейшего исследования управленческих практик развития социального капитала образовательной организации. Понимание роли низкого социального капитала в контексте профессионального развития педагогов не только обозначает актуальную проблему, но и указывает на необходимость системных изменений в управлении образовательными организациями для повышения их эффективности. Изучив работы предшественников, мы делаем вывод, что для решения данной проблемы с точки зрения теории управления школой управленческим командам необходимо сосредоточиться на управлении социальным капиталом образовательной организации. Важными шагами являются разработка и применение инструментария для управления профессиональным развитием педагогов, а также создание условий для формирования и развития социального капитала в педагогическом коллективе.
Центральным звеном и субъектом управления в повышении кадрового потенциала образовательной организации является педагог.
В то время как основные результаты российских учащихся в международном исследовании PISA демонстрируют зависимость образовательных результатов от кадрового состава школы (Адамович, 2019, c. 15), ключевым фактором для обеспечения качества образования, а также достижения высоких результатов обучающимися является непрерывное профессиональное развитие педагога (Вестник образования, 2022).
В качестве наиболее значимого критерия, влияющего на эффективность образовательного процесса, Джон Хэтти определяет коллективную эффективность учителей (социальный капитал): по данным метаанализа величина размера статистического эффекта d — Коэна (Cohen’s d) оценивается как «большой эффект» и составляет 1.57 (Hattie, 2018). Также отметим, что в дальнейших исследованиях Дж. Хэтти также прослеживается высокий уровень показателя Collective teacher efficacy от года к году (Hattie, 2020). В рамках нашего исследования под «социальным капиталом» мы понимаем «способность добровольно объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели или решения проблемы» (Фукуяма, 2004).