По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Социальный капитал как фактор профессионального развития педагогов

Очаковская Надежда Станиславовна магистрант, Институт образования НИУ ВШЭ, E-mail: nsochakovskaya@edu.hse.ru

В статье приведены определения понятий «социальный капитал образовательной организации», «профессиональное развитие педагогов», применимые для целей работы, обоснование выбора инструмента диагностики социального капитала в образовательной организации c его низким уровнем. Интерпретация результатов диагностики социального капитала педагогического коллектива в образовательной организации c низким уровнем социального капитала произведена с применением SWOT-анализа (описание сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).

Литература:

1. Адамович К. А. и др. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA–2018 и их интерпретация // Факты образования. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2019. — № 2 (25). — С. 28. ISSN 25879456.

2. Аникин В. А. и др. Обзорное исследование социального капитала в контексте улучшения человека. 7 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека».— М.: Эгитас. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 2022. — Т. 7. — С. 92. — ISBN 978-0-3694-0896-9.

3. Ахметзянова Г. М. Управление профессиональным развитием педагогического коллектива школы // Школьные технологии. — Красноярск: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2020. — № 3. — С. 19–25. ISSN 2220-2641.

4. Вестник образования. — М.: Минпросвещение России, Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования, 2022. — Т. 1. — С. 56.

5. Игнатова Т. В. и др. Профессиональное развитие персонала организации: теоретические подходы, сущность, стадии и факторы // Среднерусский вестник общественных наук. — Орел: РАНХиГС, 2014. — № 3 (33). — С. 76–81.

6. Катькало В. С. и др. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ» (1-й курс). — М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2021. — № 2. — С. 62.

7. Куксо Е. Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе / Ред. А. М. Ушакова. — М.: Издательские решения, 2016. — С. 151. — ISBN 978-5-44-831297-7.

8. Почебут Л. Г. и др. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. — СПб.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. — Т. 8. — № 2. — С. 47–71.

9. Речкалов С. В. Эффект управленческих воздействий на социальный капитал педагогического коллектива в контексте академической успешности школьников // Выпускные квалификационные работы. — СПб.: НИУ ВШЭ,2023.

10. Рогозин Д. М. Перспективы развития теории социального капитала // Экономическая социология. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. — Т. 24. — № 4. — С. 12–37. ISSN 1726-3447.

11. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», 2005. — С. 14–28.

12. Турчинов А. И. Управление персоналом: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2008. — С. 608.

13. Ушаков К. М., Кухарев А. И. Проект «Повышение уровня социального капитала образовательных организаций» // Отечественная и зарубежная педагогика. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2016. — №4 (31). — С. 24–32. ISSN 2224-0772.

14. Ушаков К. М. Управление школой: кризис в период реформ. — М., 2011. — С. 176. ISBN 9785-88753-132-8.

15. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / перев. / Пер. с англ. — М.: ACT; Ермак, 2004. — С. 730. ISBN 5-17-024084-8.

16. Хасанова З. Ф. Социальный капитал образовательной организации как фактор формирования коллектива в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2017. — Т. 2. — № 38. — С. 61–74.

17. Deth J. W. Measuring social capital: orthodoxies and continuing controversies// International Journal of Social Research Methodology. — [б. м.]: Taylor&Francis Group. — 2003. — Т. 1. — № 6. — С. 79–92. ISSN 1364-5579.

18. Fullan M. Principals as Leaders in a Culture of Change // Educational Leadership. — Toronto: Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto, 2002. — С. 15.

19. Grootaert C. и др. Understanding and measuring social capital: a multidisciplinary tool for practitioners. Measuring social capital: an integrated questionnaire. — Washington: The International Bank for Reconstruction andDevelopment, 2002. — С. 320.

20. Hargreaves A., Fullan M. The power of professional capital // The Learning Professional Journal. — 2013. — № 3.

21. Leithwood K. Developing Expert Leadership for Future Schools. — London: The Falmer Press, 1994. — С. 331. ISBNO-0-7507-0327-X.

22. Visible Learning Hattie Ranking: 252 Influences And Effect Sizes Related To Student Achievement. — [б. м.] // Visible Learning Limited Partnership and Cognition Education Group, 2018.

В современных исследованиях, посвященных изучению проблем, с которыми сталкивается образовательная организация, все чаще внимание обращается на проблему низкого социального капитала в школе и его отрицательного влияния на профессиональное развитие педагогов. В то же время существующие магистерские работы НИУ ВШЭ создают предпосылки для дальнейшего исследования управленческих практик развития социального капитала образовательной организации. Понимание роли низкого социального капитала в контексте профессионального развития педагогов не только обозначает актуальную проблему, но и указывает на необходимость системных изменений в управлении образовательными организациями для повышения их эффективности. Изучив работы предшественников, мы делаем вывод, что для решения данной проблемы с точки зрения теории управления школой управленческим командам необходимо сосредоточиться на управлении социальным капиталом образовательной организации. Важными шагами являются разработка и применение инструментария для управления профессиональным развитием педагогов, а также создание условий для формирования и развития социального капитала в педагогическом коллективе.

Центральным звеном и субъектом управления в повышении кадрового потенциала образовательной организации является педагог.

В то время как основные результаты российских учащихся в международном исследовании PISA демонстрируют зависимость образовательных результатов от кадрового состава школы (Адамович, 2019, c. 15), ключевым фактором для обеспечения качества образования, а также достижения высоких результатов обучающимися является непрерывное профессиональное развитие педагога (Вестник образования, 2022).

В качестве наиболее значимого критерия, влияющего на эффективность образовательного процесса, Джон Хэтти определяет коллективную эффективность учителей (социальный капитал): по данным метаанализа величина размера статистического эффекта d — Коэна (Cohen’s d) оценивается как «большой эффект» и составляет 1.57 (Hattie, 2018). Также отметим, что в дальнейших исследованиях Дж. Хэтти также прослеживается высокий уровень показателя Collective teacher efficacy от года к году (Hattie, 2020). В рамках нашего исследования под «социальным капиталом» мы понимаем «способность добровольно объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели или решения проблемы» (Фукуяма, 2004).

Для Цитирования:
Очаковская Надежда Станиславовна, Социальный капитал как фактор профессионального развития педагогов. Кадровик. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: