По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Социальное обучение персонала как форма повышения эффективности компании в эпоху больших данных

Канарейко Диана Александровна ст. преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что внедрение социального обучения неизбежно и кардинально изменит корпорации, сделает их более открытыми и свободными. В эпоху больших данных эффективность компании на рынке и эффективность обучения в ней коррелируют с использованием социального обучения. Организации, которые отказываются от социального обучения, менее конкурентоспособны. В настоящее время почти половина (46 %) современных компаний не используют социальное обучение. Главное ограничение заложено в организационной и корпоративной культуре, которая препятствует свободному обмену мнениями, идеями и контентом внутри организации под лозунгом «У нас это не принято». В этой связи авторами в данном исследовании освещаются ключевые вопросы по определению технологий социального обучения в условиях жесткого ограничения распространения информации. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют компаниям разрабатывать эффективные стратегии в обучении персонала и HR-менеджменте.

Литература:

1. Carrot Quest. Как проводить исследования, результаты которых пойдут в бэклог, а не в стол [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/345VoJ.

2. Альварес С. Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development [Электронный ресурс]. — URL: URL: https://clck.ru/345Vhr.

3. Галина А. Э., Малютина Е. В., Уколова Т. А. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала в организации // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2023. — № 1 (169). — С. 88–93.

4. Ширинкина Е. В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 18–22.

5. Остервальдер А. Разработка ценностных предложений [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/345W3J.

6. Пинье И., Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/345VzL.

7. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/345VgR.

8. Ширинкина Е. В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — № 2 (24).— С. 51–56.

9. Sabohat M. Sh., Ilkhomjan M. S. Modernization of personnel training technology for the air traffic management and maintenance system // Вестник Академии гражданской авиации. — 2022. — № 3 (26). — С. 26–34.

В настоящее время традиционный формат корпоративного тренинга испытывает некоторые проблемы:

1. Ограниченная эффективность. Представление, что за несколько дней можно сформировать полезный навык, — лишь миф. Навык формируется в ходе осмысленной реальной деятельности, а не через изучение готовых выводов. Чтобы добиться реальных изменений в поведении на работе и в жизни, нужны эмоции. Именно они включат желание учиться.

2. Рамочность, шаблонность. Традиционный тренинг наследует принципы классно-урочной системы: собирает группу в одном помещении и учит ее тому, «как надо». А запрос современной эпохи — выход за рамки.

В этой связи в данном исследовании осуществлен поиск нового формата обучения для бизнеса как к метода познания через социальное обучение.

Внедрение социального обучения неизбежно и кардинально изменит корпорации, сделает их более открытыми и свободными. Социальное обучение позволяет расширить аудиторию, экономить затраты на других методах обучения [1, 8, 9].

Тем не менее половина (46 %) современных компаний не используют социальное обучение. Главное ограничение заложено в организационной и корпоративной культуре, которая препятствует свободному обмену мнениями, идеями и контентом внутри организации под лозунгом «У нас это не принято».

Таким образом, перечислим ключевые вопросы: готовы ли мы к свободе, потому что социальное обучение — это определенный уровень свободы наших сотрудников, и к открытости наших организаций, потому что социальное обучение невозможно осуществить в условиях жесткого ограничения распространения информации.

В основе форматов социального обучения — перформативные практики. Они превращают обучение из процесса передачи знаний в активное создание опыта через совместные действия. Для этого используют элементы актерских тренингов, игр, творческих мастерских и даже песочной терапии.

Половина (46 %) современных компаний не используют социальное обучение.

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Социальное обучение персонала как форма повышения эффективности компании в эпоху больших данных. Кадровик. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: