По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Социальная устойчивость будущих руководителей: сравнительные оценки преподавателей и студентов (часть 2)

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 28, E-mail: disser@bk.ru
Черниковская Марина Витальевна канд. экон. наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 28

В статье рассмотрена актуальная для высшего образования страны проблема повышения социальной устойчивости будущих руководителей. Особое внимание уделено результатам специального исследования, проведенного кафедрой менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры истроительства. В качестве основного метода исследования выбран анкетный опрос. Выборочная совокупность включала более 400 студентов региональных вузов России и опрос более 30 квалифицированных экспертов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В качестве основных направлений исследования определены: качество подготовки школьников к обучению в вузе, адаптация студентов младших курсов к университетским условиям, студенческие проблемы у вчерашних школьников, активность приобщения студентов к научной деятельности, личная организованность и культура поведения студентов.

Литература:

1. Черниковская М. В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 491–498.

2. Резник С. Д. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды/ С. Д. Резник, М. В. Черниковская. М.: ИНФРА-М, 2015. 240 с.

3. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. 4-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 391 с.

4. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: Монография / С. Д. Резник, М. В. Черниковская, под ред. С. Д.Резника. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с.

5. Резник С. Д., Бондаренко В. В., Удалов Ф. Е., Чемезов И. С. Персональный менеджмент: учебник / Под общ. ред. С.Д.Резника. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 453 с.

6. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник / Под общ. ред. С. Д.Резника. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 372 с.

7. Резник, Вдовина. Преподаватели вузов России. Формирование и развитие профессиональных компетенций. Монография / С. Д.Резник. О. А. Вдовина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 140 с.

В результате исследования были названы трудности, встречающиеся у студентов в процессе обучения в вузе. Большинство студентов (50,9%) отмечают трудности адаптации к новым формам обучения в вузе. Формы вузовского обучения во многом отличаются от школьной системы образования, и чтобы к ним привыкнуть, нужно время. 22,3% студентов отметили трудности в общении со сверстниками. 15,4 % студентов предложили свои варианты трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в процессе обучения, такие как совмещение учебы и общественной деятельности, недостаток сна, нехватка времени, непонимание учебных дисциплин. 11,4 % студентов испытывают трудности в общении с преподавателями (табл. 4).

Эксперты (37,3%) среди трудностей студентов выделяют освоение учебного материала. Многие из них (31,5%) отметили трудности в адаптации к условиям обучения в вузе. Некоторые эксперты (18%) считают, что у студентов часто возникают трудности в общении с преподавателями, и меньшая часть экспертов (13,2%) выделили трудности в общении со сверстниками.

Основной трудностью адаптации студентов является освоение новых для школьников форм обучения в вузе. Формы вузовского обучения во многом отличаются от школьной системы образования, и чтобы к ним привыкнуть, нужно время и усилия.

По мнению экспертов, 39% студентов равнодушно относятся к научным исследованиям, занимаются исследованиями только по необходимости.

Студенческая наука — это начало науки, ее истоки. Можно сказать, что это начальный этап, когда человек делает первые шаги в исследованиях, пишет первые работы. Важно сделать правильный выбор, выбрать близкую к тебе тему, чтобы потом не потерять интерес к ней и продолжить на более профессиональном уровне.

18,1% опрошенных студентов бакалавриата привлекались вузами к научной работе уже на первом курсе своего обучения, 14,4% студентов занялись научно-исследовательской деятельностью со второго курса обучения в вузе, 7,4 — с третьего курса, а 2,2% студентов — только на четвертом курсе обучения в вузе.

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Черниковская Марина Витальевна, Социальная устойчивость будущих руководителей: сравнительные оценки преподавателей и студентов (часть 2). Кадровик. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: