По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.44; 331.1

Социальная политика предприятия в моделях оценки вовлеченности

Шарин Валерий Иванович д-р. экон. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, д. 62/45
Рыжикова Мария Игоревна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, д. 62/45
Раик Наталья Анатольевна начальник бюро кадровой работы, ЗАО «Белоозерский энергомеханический завод», 225215, Республика Беларусь, г. Белоозерск, ул. Заводская, д. 1

На предприятиях сохраняется проблема оценки факторов, способных положительно влиять на вовлеченность персонала. Исследование направлено на изучение проблемы оценки влияния корпоративной социальной политики на вовлеченность работников. Исследователями даются неоднозначные оценки влияния социальной политики предприятия на формирование данного поведения. Поэтому цель работы — на основе анализа моделей оценки вовлеченности установить место социальной политики предприятий в данных моделях, а также на основе изучения корпоративной социальной политики предприятия оценить наличие (или отсутствие) ее влияния на формирование вовлеченности работников. Эмпирической базой представленного в статье исследования является анализ влияния социальной политики на вовлеченность персонала предприятия. Основной проблемой, выявленной в ходе исследования, является отсутствие метрик и диагностических вопросов о социальной политике в наиболее известных моделях оценки вовлеченности персонала на отечественных предприятиях.

Литература:

1. Юсупова С. М. Факторы вовлеченности персонала в организации // Гуманитарный научный журнал. — 2022. — № 1. — С. 3–13.

2. Соловьева О. В. Влияние вовлеченности персонала на успешность работы организации // Modern Scince. — 2021. — № 4-1. — С. 160–163.

3. Самоукина Н. В. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация: монография. — М.: Русайнс, 2018. — 186 с.

4. Усатый Н. Предприятие как субъект социальной политики // Человек и труд. — 2008. — № 6. — С. 37–38.

5. William A. Kahn Source. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work Author(s) // The Academy of Management Journal. — 1990. — Vol. 33. — No. 4. — Рp. 692–724.

6. Калабина Е. Г. Вовлеченность персонала как драйвер развития бизнессистемы организации (кейс крупной производственной компании Уральского региона) // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2021. — Т. 19. — № 4. — С. 67–77.

7. Чуланова О. Л., Припасаева, О. И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // НАУКОВЕДЕНИЕ. — 2016. — Т. 8. — № 2.

8. Семенов А. С. Влияние социальной политики организации на уровень вовлеченности персонала // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 68–70. URL: https://moluch.ru/archive/282/63566/ (дата обращения: 02.02.2025).

9. Киселева Г. С. Влияние социальной политики организации на уровень вовлеченности персонала // Вестник СГСЭУ. — 2019. — № 3. — С. 114–119.

10. Капустина Л. М., Изакова Н. Б., Миколенко А. С. Вовлеченность персонала: понятие и методы оценки // Управленческий учет. — 2022. — № 11. — С. 231–238.

11. Брага И. В. Шолотонова Е. Е. Мотивация персонала: методы повышения вовлеченности сотрудников // Друкеровский вестник. — 2021. — № 1. — С. 165–172.

12. Рассказова О. А., Воронова И. В, Притула Ю. И. Вовлеченность персонала и ее значение для сотрудника и организации // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2023. — № 4 (12). — С. 27–33.

13. Колобов А. В., Игумнов Е. М., Наумов Д. Н. Обеспечение вовлеченности персонала в устойчивое развитие компании // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2020. — Т. 11. — № 3. — С. 262–271.

14. Воронцова Г. В., Чумаченко Р. Г. Исследование факторов повышения вовлеченности персонала // Kant. — 2017. — № 2 (23). — С. 108–110.

15. Сравнительный анализ моделей вовлеченности популярных в России провайдеров [Электронный ресурс]. — URL: http://connecticum.ru/modelivovlechennosti/ https://dzen.ru/a/YDaKHnANpS2y2qKG (дата обращения: 30.01.2025).

16. Зависит ли выживаемость бизнеса от вовлеченности сотрудников в жизнь компании? [Электронный ресурс]. — URL: https://ussuriysk.bezformata.com/ listnews/vovlechennosti-sotrudnikov-v-zhizn-kompanii/121396581/ (дата обращения: 23.01.2025).

Наука и производство находятся в непрерывном поиске эффективных инструментов повышения производительности труда, экономического роста. Одним из этих инструментов является вовлеченность. Понятие «вовлеченность» работников введено в научный дискурс сравнительно недавно, формирование поведения вовлеченности персонала и на практике распространяется не так быстро, как бы этого хотелось. На вовлеченность работников влияют многие факторы. Это условия и оплата труда, морально-психологический климат в коллективе, карьерный и профессиональный рост и некоторые другие. Именно организационные и производственные факторы находятся в центре внимания исследователей, и гораздо реже мы встречаем исследования социальных факторов, например социальной политики предприятия [1, 2]. Между тем появились научные труды, отражающие позитивное влияние корпоративной социальной политики на вовлеченность работников, их удовлетворенность и лояльность предприятию.

Каждая модель оценки вовлеченности имеет различный по количеству и содержательно набор метрик и вопросов, которые предлагаются респондентам.

Отечественная и зарубежная научная литература содержит многообразие подходов к трактованию дефиниции «корпоративная социальная политика». Для данной работы авторы предлагают принять следующее определение: социальная политика предприятия (корпоративная социальная политика) — это комплекс мер защиты социального положения персонала по месту работы, финансируемых из прибыли предприятия в целях повышения качества жизни работников, экономических результатов предприятия и его имиджа.

На меры социальной защиты работников на предприятии, их разнообразие и величину, как правило, «оказывают влияние размеры предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, социальная ответственность собственника, уровень влияния профсоюзов» [3]. Некоторые авторы предлагают учитывать также и такие факторы, как «масштаб бизнеса, состояние рынка труда, в частности уровень конкуренции, необходимость в удержании и развитии персонала, экономическую необходимость и выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры» [4].

Для Цитирования:
Шарин Валерий Иванович, Рыжикова Мария Игоревна, Раик Наталья Анатольевна, Социальная политика предприятия в моделях оценки вовлеченности. Кадровик. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: