По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.227

Сокращение численности и штата работников: точка отсчета

Иванчина Юлия Валерьевна д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, E-mail: julia.ivanchina@gmail.com

Статья посвящена вопросам, связанным с подготовкой к процедуре сокращения численности и штата работников. Раскрываются правила определения срока, необходимого для реализации процедуры сокращения численности и штата работников с учетом количества увольняемых работников, за определенный календарный период. Уделено внимание порядку исчисления сроков при предупреждении работников о предстоящем увольнении. Описаны процедурные действия работодателя и сроки их реализации, связанные с предупреждением заинтересованных органов о предстоящем увольнении работников.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2002.— № 1 (ч. 1). — Ст.3.

2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №17.— Ст. 1915.

3. О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения: приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24 (с изм. и доп.)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. — 2022. — № 3.

4. Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: постановление Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993.— № 7. — Ст. 564.

5. О направлении информации по созданию вакансий и заполнению работодателями отчетности в случаях, связанных с введением режима неполного рабочего времени, простоя, дистанционной (удаленной) работы, сокращения численности либо ликвидации, в Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»: письмо Минтруда России от 09.03.2022 № 16-5/10/В-2811 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч. 1).— Ст. 1.

7. Отраслевое соглашение в отношении федеральных государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений и федерального государственного унитарного предприятия, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2023–2025 годы: Утв. Минздравом России, Профсоюзом работников здравоохранения РФ 24.04.2023 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

8. Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023–2025 годы: Утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 02.12.2022 (с изм.) // Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс]. — URL: www.rosmintrud.ru (дата обращения: 16.01.2023).

9. О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023–2025 годы: письмо Минтруда России от 02.02.2023 № 14-4/10/В1453 // Российская газета. — 2023. 15 февраля.

10. О присоединении к Отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2023–2025 годы: письмо Минтруда России от 12.01.2023 № 14-4/10/В-260 // Российская газета.— 2023. 25 января.

11. Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

12. Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021–2023 годы: Утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021 (с изм.) // Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс]. — URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).

13. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 № 88-6953/2023 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

14. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2023 по делу № 88-7745/2023 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

15. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Беловой Татьяны Леонидовны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 81 и частями первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 № 13-О-О (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

16. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2022 № 88-15549/2022 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

17. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2022 № 88-3059/2022 (документ опубликован не был) // СПС Консультант Плюс.

В современных условиях нестабильности, вызванной как социально-экономическими, так политическими факторами, в том числе станционной политикой, любой организации крайне сложно сохранять свои позиции на рынке и поддерживать свою жизнеспособность. Для этого приходится максимально оперативно реагировать на любые изменения. В большинстве случаев это приводит к оптимизации расходов компании, а одной из основных статей расходов являются затраты на персонал. Как следствие, это порождает необходимость сокращения численности и штата работников.

Работодатель, столкнувшийся с необходимостью сокращения численности или штата работников, уже находится в сложной экономической ситуации. Он обречен на долгую, трудоемкую и финансово затратную процедуру увольнения работников, которая таит в себе массу сложностей и может обернуться рядом неблагоприятных последствий — как минимум восстановлением работника на работе и дополнительными финансовыми издержками для работодателя, максимум — привлечением работодателя к административной, даже уголовной ответственности.

Срок предопределяется количеством увольняемых работников за определенный период времени.

Во избежание этого работодателю следует максимально ответственно подойти к процедуре увольнения в связи с сокращением численности и штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Первое — это правильно рассчитать срок, необходимый для реализации указанной процедуры.

Срок предопределяется количеством увольняемых работников за определенный период времени. Согласно ст. 82 ТК РФ, работодатель, будь то юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с ними в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца.

Для Цитирования:
Иванчина Юлия Валерьевна, Сокращение численности и штата работников: точка отсчета. Кадровик. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: