По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Согласование локального нормативного акта с представительным органом работников как форма их участия в управлении организацией

Казаков Сергей Олегович канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и организации Службы судебных приставов, е-mail: s_o_kazakov@mail.ru, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1
Орлова Анастасия Андреевна студентка 4-го курса специалитета по направлению подготовки 40.05.01 – «Правовое обеспечение национальной безопасности» юридического факультета, е-mail: orelvam@mail.ru, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1

Статья посвящена практически не исследованному наукой российского трудового права вопросу – согласованию локального нормативного акта с представительным органом работников. Данная форма участия работников в управлении организацией потенциально является одной из самых «сильных» и позволяет работникам совместно с работодателем участвовать в локальном нормотворчестве, однако из-за отсутствия законодательного регулирования процедуры ее осуществления практическая реализация нормы ч. 3 ст. 8 ТК РФ весьма затруднительна. Некоторые исследователи даже смешивают согласование со смежной формой участия работников в управлении – учетом мнения представительного органа работников. На основе сравнительного анализа согласования и учета мнения авторы данной статьи убедительно доказывают ошибочность данной позиции и выводят существенные характеристики обоих способов принятия локальных нормативных актов, а также разрабатывают собственные предложения по законодательному регулированию согласования локальных нормативных актов с представительным органом работников, которые могли бы значительно повысить эффективность этой процедуры.

Литература:

1. Куревина Л. Положение об оплате труда // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – № 10. – С. 49–58.

2. Куревина Л. Штатное расписание: формы, порядок утверждения и изменения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – № 2. – С. 68–78.

3. Гусев А. Правила внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение.

4. Согласовать // Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// gufo.me/dict/ozhegov/согласовать; Учет // Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov/учет

5. Сошникова Т. А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. – 2009. – № 12. – С. 99–106.

6. Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2017–2019 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 20.07.2016). Регистрационный № 12/17-19 от 19.08.2016 // Солидарность. 28.09–05.10.2016. – № 36.

7. Отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2015–2017 годы (утв. Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности, ОООР «Российское объединение работодателей легкой промышленности», ОР «Объединение работодателей текстильной промышленности России» 23.12.2014). Регистрационный № 7/15-17 от 16.02.2015 // Охрана и экономика труда. – 2015. – Приложение № 7 к № 1 (18).

8. Отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации на 2016–2018 годы (утв. Минпромторгом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Профсоюзом работников судостроения, Общероссийским профсоюзом работников судостроения, судоремонта и морской техники 29.07.2016). Регистрационный № 13/16-18 от 02.09.2016 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016–2019 годы (утв. Рослесхозом, Профсоюзом работников лесных отраслей РФ 01.07.2016). Регистрационный № 9/1619 от 12.08.2016 // Письмо Минтруда России от 10.11.2016 № 14-4/10/В-8270.

10. Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой на 2017–2019 годы (утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФТС России 05.12.2016). Регистрационный № 21/17-19 от 26.12.2016 // СПС «КонсультантПлюс».

В перечне основных форм участия работников в управлении организацией, указанных в ст. 53 ТК РФ, учет мнения представительного органа работников занимает первое место. Возможно, эта последовательность неслучайна, так как говорить об участии работников в управлении можно применительно лишь к тем организациям, где у работников имеется не только право, но и реальная возможность влиять на принимаемые работодателем решения. Наиболее подробно в Трудовом кодексе РФ регламентируются два основных вида учета мнения представительного органа работников: при принятии локальных нормативных актов (372 ТК РФ) и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (373 ТК РФ).

В ст. 8 ТК РФ наряду с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (ЛНА) упоминается еще одна процедура – согласование ЛНА с представительным органом работников, при этом ка к непосредственно в Трудовом кодексе РФ, так и в иных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, отсутствует представление о понятийном аппарате, свойствах, признаках, пределах и месте в системе трудового права процедуры согласования.

Анализ трудового законодательства и научной литературы позволяет с уверенностью утверждать, что теме согласования с выборным органом работников не уделялось должного внимания в российской науке трудового права. Данный факт вызывает множество вопросов, учитывая, что разработка локальных нормативных актов, а также принятие администрацией предприятия, организации или учреждения решений по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом неоднократно упоминались в Кодексе законов о труде РСФСР (позднее – РФ) 1971 г. КЗоТ РФ (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (в последней редакции от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002) устанавливал отдельные случаи, когда согласование с выборным органом работников было обязательным действием, а также вопросы, при решении которых КЗоТ предусматривал возможность осуществления данной процедуры в зависимости от волеизъявления сторон.

Для Цитирования:
Казаков Сергей Олегович, Орлова Анастасия Андреевна, Согласование локального нормативного акта с представительным органом работников как форма их участия в управлении организацией. Кадровик. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: