Сегодня востребованность специалиста на рынке труда определяется наличием у него комплекса компетенций, обусловленных как профессиональной сегментацией, так и требованиями современности. Еще в 1960-х гг. в управленческих структурах армии США начинается формирование концепции необходимых навыков представителей руководящего состава как совокупности двух групп умений: hard skills и soft skills. Исследование в области управления персоналом было организовано американскими военными в качестве необходимого инструмента мотивации солдат [1]. Далее данная концепция стала активно разрабатываться наукой и распространяться во многих странах мира [2].
В ХХI в. теория hard skills и soft skills стала популярна и востребована в рекрутинговой деятельности HR-специалистов. С точки зрения представителей профессионального сообщества в сфере управления персоналом развитость у человека именно надпрофессиональных (мягких) навыков (т. н. soft skills) определяет его карьерный успех [3].
Согласно социологическому опросу, проведенному крупнейшей мировой социальной сетью по поиску деловых контактов Linkendln, 92 % респондентов отметили, что наличие soft skills у соискателя также важно, как и hard skills [4]. Обоснованность популярности надпрофессиональных навыков подтверждается результатами аналитической работы научных сотрудников Гарвардского и Стэндфордского университетов. Представители американских высших школ провели совместное исследование с Фондом Д. Карнеги, в результате которого было выявлено, что, с точки зрения работодателей, успешный карьерный рост сотрудника в 75–85 % случаев зависит от наличия у него «гибких навыков» и только в 15–25% от «жестких умений» [5].
Активное развитие концепции hard and soft skills в Российской Федерации началось во втором десятилетии XXI в. под воздействием международной практики управления персоналом, ведения бизнеспроцессов. Сегодня для соискателя конечный набор необходимых hard skills в каждом конкретном случае зависит от профессиональной принадлежности.