По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.545

Смена поколений: использование опыта и обновление кадров в высшем образовании

Вахмянина Анна Владимировна аспирант, ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, E-mail: vakhmyaninaanna@gmail.com

На протяжении длительного времени в организациях высшего образования наблюдается старение как научно-педагогического, так и прочего персонала. В статье рассмотрены исследования по данному вопросу, движение персонала в одном из экономических вузов Свердловской области. Отмечается важность привлечения новых талантов в высшие учебные заведения.

Литература:

1. Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: Старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. — 2023.— № 3 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.31992/0869-36172023-32-3-118-133.

2. Пеша А. В. Факторы построения и развития академической карьеры: системный теоретический анализ / А. В. Пеша // Высшее образование в России.— 2023. — Т. 32. — № 7. — С. 9–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-9-34. EDN NWTUPS.

3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/c5051782233ac ca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/.

4. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УРФО: Опыт качественного исследования // Высшее образование в России. — 2023. — № 5 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ resursnost-nauchno-pedagogicheskogo-soobschestva-universitetov-urfo-opyt-kachestvennogo-issledovaniya (дата обращения: 12.01.2024).

5. Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // СНиСП.— 2022. — № 1 (37) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernyy-put-prepodavateley-vysshey-shkoly.

6. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам // Мониторинг экономики образования Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. — 2020. — № 13.

7. Данные о составе НПС и других категорий сотрудников в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет».

8. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. — 2017. — № 7. — С. 89–97.

9. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С., Герасимова О. Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Пространство экономики. — 2019. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-ili-neakademicheskaya-kariera-kakoy-vybor-delayut-aspiranty-federalnyh-universitetov.

10. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Пространство экономики. — 2018. — №4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-vypuskniki-aspirantury-ne-vybirayut-rabotu-v-universitetah.

11. Ефимова Г. З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bariery-na-puti-postroeniya-akademicheskoy-kariery-prepodavatelyami-vysshey-shkoly

Академический рынок труда в России на протяжении длительного времени характеризуется высоким средним возрастом профессорско-преподавательского состава во многих вузах страны [1]. Данную ситуацию можно объяснить определенными условиями: зависимость заработной платы от стажа сотрудника, низкий уровень заработной платы на начальных этапах академической карьеры, в том числе для должности ассистента и старшего преподавателя в сравнении с должностями доцента и профессора, низкий спрос на профессию преподавателя высшей школы среди молодежи [2].

Молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации [3].

Молодой специалист — «гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения» [3].

Работа в университете изначально предполагает множество критериев отбора, широкий пул профессиональных требований, а также многогранность функционала сотрудников [4]. Деятельность высшей школы ограничивается не только преподаванием, но и научно-исследовательской нагрузкой. Построение карьеры в вузе — это осознанный шаг в профессиональной реализации себя как преподавателя и исследователя.

Возраст преподавателей УрГЭУ варьируется от 24 до 74 лет.

На протяжении длительного времени в различных организациях высшего образования в стране наблюдается спад численности молодых кадров и спрос на преподавателей на рынке труда, о чем говорят исследования [4, 5]. Это может быть вызвано множеством причин. К примеру, НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики») еще в 2020 г. в своих исследованиях приводит доводы в сторону старения преподавательского состава работников [5].

Для Цитирования:
Вахмянина Анна Владимировна, Смена поколений: использование опыта и обновление кадров в высшем образовании. Кадровик. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: