Ни один человек, придя в ресторан, кафе, бар, не хочет быть обиженным или получить плохое обслуживание. Что стоит за красивой и качественной едой? Что стоит за красивым интерьером? Что стоит за качественным обслуживанием гостя? Конечно, работник. И это в первую очередь тот, кто выполняет трудовые функции по тем или иным должностям. Для того чтобы правильно выполнять свои трудовые функции, нужно соответствовать квалификации. А что такое квалификация? Казалось бы, ответ очевиден — образование человека. Да, это очень важно. Но квалификация — это не образование, так как, получив диплом об образовании, человек может плохо знать свою работу по умениям и навыкам. Кто-то может сказать, что квалификация — это стаж. Но стаж это то, что написано в нашей трудовой книжке или отражено в электронной трудовой деятельности, что может быть не подтверждено знаниями, умениями и навыками работника. Так вот, Трудовой кодекс РФ в статье 195.1 четко дает разъяснение термину «квалификация» — это знания, умения, навыки и опыт работы работника.
Что же определяет все эти понятия? Их определяет профессиональный стандарт. Сегодня профессиональные стандарты очень важны для применения, более того, они обязательны к применению. Существуют федеральные законы, нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос исполнения и перехода на профессиональные стандарты, в том числе и в отрасли ресторанного бизнеса. Это указ президента от 7 мая 2012 года № 597, его принято называть «майским указом», это федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в РФ»». Это, конечно, и Трудовой кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями, и федеральный закон «О независимой оценке квалификации», появившийся в июле 2016 года. Есть постановления правительства, есть национальные проекты, куда входит также понятие «использование профессиональных стандартов», и есть нормативно-правовые акты, приказы Министерства труда РФ, как правильно читать нормативно-правовые акты, как их применять и какую ответственность за неприменение профессиональных стандартов несет руководитель.