Скрытые трудовые отношения, несмотря на предпринимаемые государством меры, в том числе в части привлечения к ответственности работодателей, виновных в неоформлении либо ненадлежащем оформлении трудовых договоров с работниками, по-прежнему остаются весьма распространенным явлением на практике.
Более того, наблюдается появление наряду с признанными видами (фактическим допуском к работе без заключения трудового договора и при заключении гражданско-правового договора вместо трудового) новых типов скрытых трудовых правоотношений в рамках возникающих в настоящее время различных форм нетипичной (нестандартной) занятости населения [судебные иски можно обнаружить, например, в сфере самозанятости (см. апелляционное определение Ленинградского областного суда от 27.04.2023 по делу № 33а-2404/2023)], платформенной занятости (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.10.2023 №88-20541/2023 и др.). Между тем, как справедливо отмечалось МОТ, трудовые отношения были и продолжают оставаться основным средством, при помощи которого трудящиеся получают доступ к правам и льготам, ассоциируемым с занятостью в областях трудового законодательства и социального обеспечения (Международная конференция труда, 91-я сессия. Пункт 46 Доклада V «Сфера трудовых отношений». Женева, 2003). Актуальность проблемы скрытых трудовых правоотношений обусловливает необходимость совершенствования существующих механизмов защиты трудовых прав граждан. В свою очередь, анализ судебной практики по делам данной категории свидетельствует о том, что она складывается неоднозначно, что не способствует обеспечению ее стабильности, и, как следствие, правовой определенности в сфере трудовых правоотношений.
Одним из дискуссионных в настоящее время, на наш взгляд, является вопрос о порядке применения в спорах о скрытых трудовых правоотношениях положений ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Сформулированное законодателем положение о начале течения срока обращения в суд через момент осведомленности работника приводит на практике к формированию судами разных подходов к определению момента, когда работник «узнал или должен был узнать о нарушении своего права» на заключение трудового договора.