По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Скиллсет l&d-специалиста новой формации

Канарейко Диана Александровна старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Е-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что L&D-специалисты, которые занимаются обучением и развитием персонала в компаниях, создают системы, выстраивают образовательные стратегии и развивают компетенции сотрудников, но нередко оказываются в роли того самого сапожника без сапог. Их собственные навыки и знания могут оставаться без внимания, несмотря на их критическую важность для успеха всей компании. В этом исследовании мы ищем ответы на вопросы, каковы основные барьеры на пути профессионального развития специалистов в области обучения; рассмотрим внутренние и внешние факторы, мешающие L&D-командам расти, а также возможные стратегии их преодоления; какие навыки необходимы современному L&D-специалисту от стратегического мышления до цифровой грамотности. Важно понимать, как формировать компетенции, где искать новые идеи для развития образовательных программ. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что позволит компаниям выработать современные подходы, которые потребуют выхода за рамки традиционных методов обучения, а также кросс-дисциплинарные стратегии поиска решений.

Литература:

1. Калиновская И. Н. Процесс цифровизации управления кадрами организации на основании компетенций HR-специалистов // Управление в социальных и экономических системах. — 2022. — № 31. — С. 29–30.

2. Ширинкина Е. В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

3. Знаменская А. Н., Ларин С. Н., Ноакк Н. В. Разработка модели компетенций IT-специалиста в рамках тренинга по подбору персонала для HR-сотрудников // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 6 (143). — С. 1161–1164.

4. Галина А. Э., Малютина Е. В., Уколова Т. А. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала в организации // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2023. — № 1 (169). — С. 88–93.

5. Ширинкина Е. В. Управление человеческим капиталом в парадигме цифровизации: проблемы и принципы управления // Вопросы управления. — 2018. — № 6 (55). — С. 142–149.

6. Адиева Ф. Т. Ключевые цифровые компетенции, необходимые современному HR-специалисту // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2024. — С. 38–40.

7. Бочкарева Е. С., Линдер В. И., Хороших А. А. Концепция профессиональной деятельности HR-детектива: роли, функции, компетенции и инструменты // Инновационное управление персоналом: Материалы ХIII Международного межвузовского кадрового форума им. А. Я. Кибанова. — М., 2022. — С. 17–19.

8. Абдуллина Д. А. Роль HR-специалиста в предпринимательском деле // Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 14–16.

9. Ширинкина Е. В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — № 2 (24). — С. 51–56.

Перед L&D-специалистами часто возникают барьеры на пути к эффективному развитию: рутинные задачи, недостаток времени и мотивации, отношение бизнеса к обучению как к вспомогательной функции, отсутствие четкой стратегии, бюджетные ограничения. Однако современные подходы способны вывести L&D-команды на новый уровень [1, 2]. В этой статье определим, что понимается под развитием команд обучения, а также рассмотрим факторы, которые могут повлиять на их прогресс.

Консалтинговые компании и эксперты мира образования предлагают различные модели зрелости, которые помогают оценить текущий уровень L&D-функции и наметить шаги для ее развития.

Векторы развития, которые просматриваются во многих моделях:

• от хаотичных активностей к стратегическому обучению: переход от разрозненной L&D-деятельности к продуманной системе, направленной на достижение бизнес-целей;

• от формального обучения к самостоятельному развитию: поддержка культуры самонаправленного обучения, в котором сотрудники берут ответственность за собственное развитие;

• от догадок к анализу данных: применение аналитики для понимания потребностей сотрудников и эффективного управления обучением; использование ИИ для выявления невысказанных потребностей людей и создания персонализированных решений;

• от обучения к трансформации опыта: создание образовательных решений, которые не просто передают знания, а меняют мышление иповедение сотрудников.

L&D-специалист, как никто другой, понимает необходимость постоянного развития и хорошо ориентируется в трендах компетенций. Но как ему самому обрести устойчивость среди стратегических и технологических вызовов? В этой статье анализируем ключевые фокусы развития L&D-профессионалов и команд.

Термин «I-shaped специалист» используется для описания сотрудников с глубокими знаниями в одной определенной сфере.

Модели компетенций специалистов можно описать различными метафорами, отражающими сочетание глубины и широты их знаний инавыков [3, 4].

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Скиллсет l&d-специалиста новой формации. Кадровик. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: