Система непрерывного образования компании — комплексная многослойная система со множеством векторов взаимодействия и факторов внутреннего и внешнего влияния. Чтобы проиллюстрировать сложность подобной системы, обратимся к некоторым выводам статьи Online learning communities: Investigating a design framework [1,2].
Представленный в сданной статье материал — результат метаанализа научной литературы, посвященной особенностям построения образовательных систем в компаниях. Так, выделяется следующий набор факторов, которые могут повлиять на эффективность деятельности комьюнити:
• системные (насколько легко разобраться в происходящем);
• учебные (сложность программы, уровень обучения);
• инструкторские (позиция и роль ментора, его активность);
• групповые (численность группы, атмосфера);
• личностные (выход студента из роли пассивного наблюдателя);
• процессуальные (активность, свойственная конкретному сообществу).
В исследовании Expand Employee Learning With Communities of Practice эксперт в сфере развития талантов и евангелист непрерывного профессионального обучения Мэгги Романович делится ключевыми принципами успешного развития образовательной системы, направленного на профессиональные результаты.
В данном исследовании приводятся адаптированные руководства, которые можно применить на практике.
Важнейший шаг среди привычных этапов разработки — выявление уровня интереса среди потенциальных участников.
Согласно теории андрагогики, науки об обучении взрослых американского педагога Малколма Ноулза, человек чувствует в себе внутреннюю потребность заниматься чем-либо в течение продолжительного времени при шести условиях [3, 4]:
1. Соответствие собственным нуждам. Взрослые понимают, зачем им нужно учиться.
2. Представление о себе или понимание себя (selfconcept). Взрослые осознают себя и понимают свои цели и возможности.
3. Прошлый опыт. Взрослые опираются на предыдущий опыт, полученный в ходе обучения и повседневной жизни.