По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Система непрерывного образования компании: факторы успеха и неудачи

Ширинкина Елена Викторовна д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, Е-mail: shirinkina86@yandex.ru

Система непрерывного образования компании — это комплексная многослойная система со множеством векторов взаимодействия и факторов внутреннего и внешнего влияния. В данном исследовании проиллюстрирована сложность подобной системы, особый фокус направлен на факторы ее эффективного формирования в компании. Представленный материал — результат метаанализа научной литературы, посвященной особенностям построения системы непрерывного образования. Эмпирической базой исследования являются труды эксперта в сфере развития талантов и евангелиста непрерывного профессионального обучения Мэгги Романович Expand Employee Learning With Communities of Practice (ATD, 2014), которая сформулировала ключевые принципы успешного развития системы непрерывного образования, направленного на профессиональные результаты. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям сформировать систему непрерывного образования на общих ценностях, чувстве принадлежности, ощущении собственной значимости, возможности удовлетворить свои потребности, что должно способствовать достижению учебных и профессиональных целей.

Литература:

1. Riadovoy N. N . Creation of advancing system of continuous vocational training in the corporate educational centres of the machine building enterprises// Образование. Наука. Научные кадры. — 2010. — № 1. — С. 66–68.

2. Сафонов К. Б. Функционирование корпоративной системы непрерывного образования как фактор профессионального развития персонала организации // Глобальный научный потенциал. — 2021. — № 8 (125). — С. 183–185.

3. Зобкова Л. Д. Корпоративное обучение в условиях непрерывного образования // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 1. — С. 351–355.

4. Козева А. С. Корпоративная культура как среда непрерывного образования в организации // Культура и образование: электронный научно-практический журнал. — 2014. — № 1 (5). — С. 23.

5. Ширинкина Е. В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

6. Алпатова Е. С., Шершнева Е.Г., Никитина О. М., Рыженькина Н. В., Эва М. К. Развитие системы корпоративного экономического образования в контексте модели непрерывного обучения // Успехи гуманитарных наук.— 2019.— №7. — С. 143–147.

7. Пасленов А.П. Некоторые проблемы подготовки руководителей в рамках корпоративной системы непрерывного образования: социально-психологический аспект // Вестник НОУ ОНУТЦ ОАО Газпром. — 2008. — №3.— С. 2–4.

8. Стеблянский Н.В. Непрерывное корпоративное образование // Мир транспорта. — 2009. — Т. 7. — № 3 (27).— С. 156–159.

9. Демидова А. В. Корпоративный университет как инструмент обеспечения непрерывного образования // Бизнес. Образование. Право. — 2020. — №2 (51). — С. 78–83.

Система непрерывного образования компании — комплексная многослойная система со множеством векторов взаимодействия и факторов внутреннего и внешнего влияния. Чтобы проиллюстрировать сложность подобной системы, обратимся к некоторым выводам статьи Online learning communities: Investigating a design framework [1,2].

Представленный в сданной статье материал — результат метаанализа научной литературы, посвященной особенностям построения образовательных систем в компаниях. Так, выделяется следующий набор факторов, которые могут повлиять на эффективность деятельности комьюнити:

• системные (насколько легко разобраться в происходящем);

• учебные (сложность программы, уровень обучения);

• инструкторские (позиция и роль ментора, его активность);

• групповые (численность группы, атмосфера);

• личностные (выход студента из роли пассивного наблюдателя);

• процессуальные (активность, свойственная конкретному сообществу).

В исследовании Expand Employee Learning With Communities of Practice эксперт в сфере развития талантов и евангелист непрерывного профессионального обучения Мэгги Романович делится ключевыми принципами успешного развития образовательной системы, направленного на профессиональные результаты.

В данном исследовании приводятся адаптированные руководства, которые можно применить на практике.

Важнейший шаг среди привычных этапов разработки — выявление уровня интереса среди потенциальных участников.

Согласно теории андрагогики, науки об обучении взрослых американского педагога Малколма Ноулза, человек чувствует в себе внутреннюю потребность заниматься чем-либо в течение продолжительного времени при шести условиях [3, 4]:

1. Соответствие собственным нуждам. Взрослые понимают, зачем им нужно учиться.

2. Представление о себе или понимание себя (selfconcept). Взрослые осознают себя и понимают свои цели и возможности.

3. Прошлый опыт. Взрослые опираются на предыдущий опыт, полученный в ходе обучения и повседневной жизни.

Для Цитирования:
Ширинкина Елена Викторовна, Система непрерывного образования компании: факторы успеха и неудачи. Кадровик. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: