Главное противоречие нашего времени: хорошо работать мы еще не можем, а плохо зарабатывать уже не хотим.
Стас Янковский
Профессия экспедитора появилась еще во времена первых торговых походов. Экспедиторы сопровождали товары на торговые площади городов, а порой и в другие страны.
В мировой практике за экспедитором укрепилось звание «архитектор перевозки». В современной экономической действительности стабильного роста объемов перевозок складывается ситуация значительной нехватки профессиональных экспедиторов [1]. Их мотивация — весьма актуальная проблема для любого предприятия, в интересы которого входит не просто осуществление перевозок груза, но и поддержание деловой репутации.
В соответствии сГОСТ РФ 522982004 «Услуги транспортно-экспедиторские» транспортно-экспедиторская услуга это комплексное понятие, состоящее из трех основных элементов: транспортировки, экспедирования, погрузочно-разгрузочных операций. Исходя из физико-химических характеристик груза, всё вышеперечисленное может выполняться как одним сотрудником, так и экипажем с четким распределением обязанностей.
Главным звеном транспортно-экспедиторской организации является экспедитор. Он занимается организацией доставки грузов и гарантирует сохранность груза и доставку его в указанные в документе сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательства ми с заказчиком на перевозку груза. Следит за месторасположением всех, кто участвует в доставке груза. Составляет технологические и экономические обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем, каким образом доставить груз клиенту, учитывая его предпочтения [2].
Чаще всего функции экспедитора в РФ выполняются водителем. Это является, к сожалению, самой насущной проблемой в области перевозок и экспедирования. Например, в США перевозчик не может быть экспедитором по законодательству. И это правильно, ведь перевозчик должен обеспечивать качество перевозок. А экспедитор — комплексное качество транспортных услуг. Если один заменяет другого, в результате мы имеем плохого перевозчика и плохого экспедитора.