Режим времени — первый шаг. Составление плана — второй. Борьба за выполнение плана — третий и решающий на пути действенной рационализации расходования своего и чужого времени.
(А.К. Гастев)
Персональный менеджмент как наука об управлении личной жизнью, деятельностью и временем деловых людей основывается на необходимости планировать и, разумеется, выполнять запланированное. Любой деловой человек должен не только формулировать свои приоритетные профессиональные и жизненные цели, но и планировать выполнение дел, ведущих к реализации этих целей.
Сотни самых разных дел — важных и незначительных, сиюминутных, срочных и долговременных — постоянно должны находиться в поле зрения менеджера. Назовем три функции персонального менеджмента, реализация которых призвана обеспечить эффективность организации личного труда: планирование, реализация запланированных дел, мониторинг и самоконтроль личной работы.
Планирование — это важная основа любой деятельности, его задача решать, что когда и как делать.
Реализация запланированных дел. На этой стадии принимаются и реализуются принятые решения. Все конкретные задачи менеджера разбиваются на две категории: задачи индивидуального уровня, решение которых сопряжено с личной работой человека, и те, выполнение которых связано с привлечением других людей. Заметим, что работа с людьми съедает большую часть времени руководителя.
Любая работа должна контролироваться как в отношении исполнительности, так и с точки зрения получения наилучших результатов. В этом состоит функция мониторинга и контроля выполняемых дел.
Опыт многих менеджеров свидетельствует о том, что затраты времени на планирование приводят не к потерям времени, а к более эффективному решению задач и в конечном счете к экономии времени. Знающие люди говорят: «Потратьте 15 минут на планирование сегодня, завтра получите целый час дополнительного времени» [1].
Планируя свои дела, мы на самом деле отвечаем себе на вопросы: