По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Система «эффективный контракт» как механизм индивидуализации оплаты труда преподавателя высшей школы

Миронова Екатерина Анатольевна канд. соц. наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443042, г. Самара, ул. Флотская, E-mail: mirakvilo@gmail.com
Соловьева Светлана Владимировна Самарский государственный университет путей сообщений (443011, г. Самара, пер. Парковый), Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443042, г. Самара, ул. Флотская), E-mail: metaphisica2@gmail.com

В статье поднимается проблема стимулирования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и возможности эффективного контракта. Исследование подготовлено на основании анализа статистических данных и результатов исследований российских и зарубежных ученых. Система «эффективный контракт» представлена с позиции индивидуализации размера вознаграждения труда преподавателя в соответствии с заранее определенными критериями эффективности. Выделенные социально-демографические и профессиональные критерии эффективности находят специфическое выражение как на персональном, так и на институциональном уровне. В целом положительная оценка практик внедрения эффективного контракта не лишена существенных противоречий.

Литература:

1. Brewer T. J., Myers P., & Zhang M. (2015). Islands Unto Themselves: How Merit Pay Schemes May Undermine Positive Teacher Collaboration // Critical Questions in Education. — 6. — Рр. 45–54.

2. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Пер. с фр.; под общ. ред. С. Фокина. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 976 с.

3. Антосик Л. В., Шевченко Е. С. Оценка влияния эффективного контракта на публикационную активность преподавателей: кейс регионального университета// Вопросы образования.— 2018.— №3.— С. 247–267.

4. Kwiek Marek (2018). Academic top earners. Research productivity, prestige generation, and salary patterns in European universities. Science and Public Policy. — 45.— Рр. 1–3. 10.1093/scipol/scx020.

5. Murawski Matthew, King Brenden. (2011). Influence of salary on faculty recruitment and retention: Current pharmacy faculty salaries relative to past faculty, community practitioners, and new hires (Мониторинг экономики образования; № 16) // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. — 3.— Рр. 267–282. 10.1016/j.cptl.2011.07.007.

6. McDonald James B., Sorensen Jeff, 2017. Academic salary compression across disciplines and over time. Economics of Education Review, Elsevier. — Vol. 59 (C).— Рр. 87–104. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2017.06.003.

7. Sadi Mokhaneli Seyama, Smith, Clive (2015) "Not Worth the Sweat": Performance Management Rewards at a South African University // Indo-Pacific Journal of Phenomenology. 15:2. — Рр. 1–13. DOI: 10.1080/20797222.2015.1101835.

8. Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов: информационный бюллетень / И. А. Прахов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» (Мониторинг экономики образования №16). — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 28 с.

9. Vasiljeva М. V., Osipov G. V., Ponkratov V.V., Ivlev V. J., Ivleva M. I., Karepova S.G., Gardanova Z. R., Dudnik O. V. Factors to Improve Publication Productivity in Russian Universities. Publications. 2021; 9(2):21. https://doi.org/10.3390/publications9020021.

10. Мельничук Ю. А. Эффективный контракт в системе стимулирования труда молодых преподавателей (на примере вузов г. Москвы) / Ю.А. Мельничук // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018.— Т. 7. — № 1.— С. 40–45. — DOI 10.12737/article_5a9cf29e9c9583.63315904.

11. Sasvari P., Bakacsi G., Urbanovics A. Scientific career tracks and publication performance — relationships discovered in the Hungarian academic promotion system. Heliyon, 2022, Vol. 8, Issue 3, https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022. e09159.

12. Takahashi, Ana Maria, Takahashi, Shingo. (2011). Gender Salary Differences in Economics Departments in Japan. Economics of Education Review. 30. 10.1016/j.econedurev.2011.06.002. https:// doi.org/10.1016/j.econedurev.2011.06.002.

13. Zhang, Cindy, Cole, Diane, Adams, Marci, Silver, Richard. (2019). Does Physician Gender Impact the Clinical Productivity and Salaries of Obstetrician-Gynecologists? Current Women s Health Reviews. — Vol.15. — Is. 3. — Рр. 223–229. 10.2174/15 73404814666181015123650.

14. Guo, Qian & Song, Yang & Sr, Wenkai & Wang, Yijie. (2016). Gender Differences in Performance-Based Pay: Evidence from a Chinese University. China Economic Review. — 41. 10.1016/j.chieco.2016.09.002.

15. Положихина, М. А. Подходы к оценке результатов научной деятельности в России / М. А. Положихина // Экономические и социальные проблемы России. — 2019. — № 2. — С.139–161. DOI: 10.31249/ espr/2019.02.06.

16. Алавердов А. Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы ее повышения / А. Р. Алавердов // Высшее образование в России. — 2019.— Т. 28.— № 2. — С. 23–36. DOI 10.31992/0869-36172019-28-2-23-36.

17. Курбатова М. В. Эффективный контракт преподавателя вуза как институциональный проект / М. В. Курбатова, И. В. Донова // Институциональная экономическая теория: история, проблемы и перспективы. — СПб.: Автономная некоммерческая организация «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2019. — С. 276–293.

18. Rakhra K. S., Chepelev L,. McInnes M.D.F., Schieda N., Rybicki F. J. A Metrics-Based Research Salary Award System and Its 9-Year Impact on Publication Productivity. Acad Radiol. 2022, May; 29(5). Рр.728-735. doi: 10.1016/j.acra.2020.06.036. Epub 2020 Aug 15. PMID: 32807606.

19. O’Keefe, Suzanne, Wang, Ta-Chen. (2013). Publishing pays: Economists’ salaries reflect productivity // The Social Science Journal. — 50. — Рр. 45–54. DOI:10.1016/j. soscij.2012.09.008.

20. Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения. Экспертный доклад / Отв. ред. Я. И. Кузьминов, С.А.Попова, Л. И. Якобсон; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.— 141 с.

21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2022).

22. Рейтинг социально-экономического положения регионов. Итоги 2021 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20220516/ekonomika-1788413061.html (дата обращения: 30.06.2022).

23. Положения субъектов РФ. Итоги 2019–2020 гг. — М.: РИА РЕЙТИНГ, 2021.— 51 с.

Вопрос об эффективном контракте, стимулирующих выплатах, применении количественных инструментов в оценке результатов профессионально-трудовой деятельности стал общим как для крупных социальных теоретиков (среди них У. Бек, Л. Болтански, Э. Кьяпелло и пр.), так и для «безымянных», рядовых сотрудников учреждений, в том числе и в секторе высшего образования. Эти дискуссии не только отразились на теоретических штудиях и перипетиях реальных конфликтов, но и спровоцировали интерес студенческого сообщества — ведущего субъекта в секторе образовательных услуг [1]. Внедрение неолиберальных идей в реформирование образования по всему миру (включая Россию) привело к обнаружению важных противоречий: между индивидуальным благополучием сотрудников и выполнением показателей вуза; индивидуальной эффективностью преподавателя и стабильностью академического сообщества; количественными показателями в определении индивидуальной эффективности преподавателя и репутацией университета, его привлекательностью для потенциальных стейкхолдеров. Развитие системы эффективного контракта, рост доли стимулирующих выплат в доходах преподавателей привели к смещению акцентов: критерии качества взаимодействия в образовательном, научно-исследовательском поле уступают показателям объема выполненных преподавателем работ. В центре управленческого внимания оказались публикационная активность, результативность научно-исследовательской деятельности, бюджетирование времени (распределение рабочего времени между учебной работой и остальными видами нагрузки).

Рутинизация практик эффективного контракта, в основе которой лежат профессионально-трудовые измерения (профпригодность преподавателя, позиция университета в рейтингах и мониторингах, уровень заработной платы сотрудников), приводит к очевидные социальным последствиям, среди них — разрушение устойчивых представлений о справедливости вознаграждения, повышение стрессогенности внутри академической среды, культивирование в оргкультуре университета лояльности в ущерб доверию и прозрачности управления.

Для Цитирования:
Миронова Екатерина Анатольевна, Соловьева Светлана Владимировна, Система «эффективный контракт» как механизм индивидуализации оплаты труда преподавателя высшей школы. Кадровик. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: