По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рубрика подготовлена совместно с редакцией журнала «Товаровед продовольственных товаров». Классификация предприятий общественного питания: российский и международный подходы

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры «Международная коммерция»
Ю.Т. Марутян магистрант, Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ

В статье рассмотрены классификации предприятий общественного питания, принятые за рубежом и в России. Согласно российской классификации предприятия общественного питания делятся по разным признакам на классы, виды и типы. В соответствии с международной классификацией выделены следующие классификационные сегменты индустрии питания: «Fine dining», «Casual dining», Quick service restaurants (OSR), Ouick&Casual, сети-«мутанты» (Transitioning Chains), Cafe, Fast Food, Street food.

Литература:

1. Ефимова А.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / А.П. Ефимова, Н.А. Ефимова; под ред. Н.И. Кабушкин. — М.: Новое знание, 2008. — С. 392.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Новое знание, 2013. — С. 386.

3. Калашников А.Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживания. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. — С. 384.

4. Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2012. — С. 160.

5. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. — М.: РКонсульт, 2015. — С. 468.

6. ГОСТ 30389–2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».

7. Панова Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания: Уч. пособие — второй вид. — М.: Издательство — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. — С. 320.

8. Пикалев А.В., Маевская А.П. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе. — М.: Советский спорт, 2014. — С. 168.

9. Рестораны и бары [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.harlanthejester. com/?page_id=3.

10. Ваш ресторан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vkusnorestoran.ru/foto/ vidy-restoranov/pic_4.html.

Общественное питание (индустрия питания) — это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационноуправленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

В современной российской практике индустрия питания имеет свой собственный код (класс) общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) — 56, который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико -экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. ОКВЭД-2 2016 года построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред.2) Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 2) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред.2 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Код (класс) 56 является частью раздела I. «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (Accommodation and food service activities) общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ранее код был 55 и являлся частью раздела Н. «Гостиницы и рестораны» (Hotels and restaurants) [4].

Современный код (класс) 56 включает в себя: услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без.

Определяющим фактором является процесс предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего. В индустрии общественного питания можно выделить два подхода к классификации предприятий общественного питания: российский и международный.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Ю.Т. Марутян, Рубрика подготовлена совместно с редакцией журнала «Товаровед продовольственных товаров». Классификация предприятий общественного питания: российский и международный подходы. Современный ресторан. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: