Не успев отойти от пандемийного кризиса, российская туристская отрасль столкнулась с новыми вызовами, ограничениями и трудно прогнозируемыми итогами, ставшими следствием начала специальной военной операции России на Украине. Туризм как отрасль, глубоко зависимая от влияния внешних факторов, которые зачастую определяют нестабильную геополитическую, экономическую, социальную обстановку во всем мире, одной из первых чувствует изменения и колебания в своем развитии. Длительный российско-украинский военный конфликт, обострившийся в феврале 2022 г., затронул и такую базовую людскую потребность, как отдых и путешествия. Ситуация, сложившаяся на российском туристском рынке, сейчас гораздо сложнее, чем была в период активной фазы роста пандемии. Особенно явно это наблюдается в структуре организованного выездного и въездного туризма, затронутыми оказались абсолютно все сегменты и виды туризма, вся цепочка взаимоотношений с поставщиками и контрагентами, в том числе и финансовое взаимодействие.
К настоящему времени следствиями российско-украинского кризиса, повлекшими изменения в деятельности основных участников туристского рынка, как предоставляющих услуги, так и потребляющих их, явились:
- Влияние западных санкций на операционную деятельность отечественных авиакомпаний. Ключевой проблемой в данном вопросе явилась зависимость российской авиационной отрасли от зарубежных поставщиков воздушных судов. Стоит отметить, что большая часть парка отечественных авиакомпаний (55%) состоит из лизинговых (взятых в долгосрочную аренду) самолетов иностранного производства. А из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находилось около 800 самолетов. Действующие в отношении нашей страны санкции определяют нынешний вектор развития всего международного туризма, и получается, что многие ограничения (в том числе авиационного характера), направленные на одну страну, приобретают обоюдный характер. Например, авиакомпании «недружественных» стран еженедельно теряют 37,5 млн долл. США из-за закрытого нашей страной неба. В докризисный 2019 г. зарубежные перевозчики совершали более 306,5 тыс. транзитных полетов через российское воздушное пространство. До кризиса этот показатель устойчиво рос примерно на 7% в год.