По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российский туризм в условиях западных санкций и ограничений: реалии, тренды, перспективы

М. А. Рысаева старший преподаватель, кафедра гостиничного и туристического бизнеса, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Е-mail: mrysaeva@inbox.ru

В рамках данной публикации автором рассматривается влияние западных санкций, вызванных российско-украинским конфликтом, на отрасль российского туризма. Текст статьи отражает современное состояние, следствия и возможные перспективы развития российского туризма в силу имеющихся ограничений, обусловленных нынешним геополитическим кризисом. Автором изучена ситуация, сложившаяся в российском туризме вследствие случившегося конфликта на уровне как международного, так и внутреннего туризма. В динамике приведены статистические туристские показатели, определяющие рост и регрессию отечественного туризма в течение последних лет. Затронуты вопросы правового регулирования российского туризма, отражены векторы его будущего развития с учетом поддержки со стороны туристского сообщества и государства.

Литература:

1. АТОР направила властям свои предложения по спасению туризма [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59012.html (дата обращения: 22.09.2022).

2. В Европе подсчитали потери от ухода российских туристов [Электронный ресурс].— URL: https://www.atorus.ru/node/47892 (дата обращения: 20.09.2022).

3. Визовый кодекс ЕС. Регламент ЕС № 810/2009 Европейского парламента и совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс) [Электронный ресурс]. — URL: https://eulaw.ru/content/visa-code (дата обращения: 20.09.2022).

4. В какие страны ездили отдыхать российские туристы в 2021 году. Итоговая статистика [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58747. html (дата обращения: 22.09.2022).

5. В Ростуризме подвели итоги осенней акции с кешбэком [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20220915/keshbek-1816923172.html (дата обращения: 22.09.2022).

6. Мировая туриндустрия потеряет 7 млрд долларов США из-за отсутствия российских туристов [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/86498 (дата обращения: 21.09.2022).

7. Мировой туризм потеряет 7 млрд долларов США из-за антироссийских санкций [Электронный ресурс]. — URL: https://secretmag.ru/news/mirovoi-turizm-poteryaet-usd7-mlrd-iz-za-antirossiiskikh-sankcii-30-03-2022.html (дата обращения: 22.09.2022).

8. Россияне оставили за границей 24 млрд долларов США в прошлом году [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2017/04/16/rossiiane-ostavili-za-granicej-24-mlrd-dollarov-v-proshlom-godu.html (дата обращения: 21.09.2022)

9. Сведения о количестве туроператоров в Едином федеральном реестре туроператоров // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/other/statistika/svedeniya-o-kolichestve-turoperatorov-v-edinom-federalnom-reestre-turoperatorov (дата обращения: 22.09.2022)

10. Статистика и показатели. Туризм и туристические фирмы по данным Росстата [Электронный ресурс]. — URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 22.09.2022).

1. ATOR sent its proposals to the authorities to save tourism. Available at: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59012.html (accessed: 22.09.2022).

2. In Europe the losses from the departure of Russian tourists were calculated. Available at: https://www.atorus.ru/node/47892 (accessed: 20.09.2022). EU Visa Code. EU Regulation No 810/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing the Community Code on Visas (Visa Code). Available at: https:// eulaw.ru/content/visa-code (accessed: 20.09.2022).

3. Which countries did Russian tourists go to rest in 2021. Final statistics. Available at: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58747.html (accessed: 22.09.2022).

4. Rostourism summed up the results of the autumn campaign with cashback. Available at: https://ria.ru/20220915/keshbek-1816923172.html (accessed: 22.09.2022).

5. The global tourism industry will lose 7 billion US dollars due to the lack of Russian tourists. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/86498 (accessed: 21.09.2022).

6. World tourism will lose 7 billion US dollars due to anti-Russian sanctions. Available at: https://secretmag.ru/news/mirovoi-turizm-poteryaet-usd7-mlrd-iz-za-antirossiiskikh-sankcii-30-03-2022.htm (accessed: 22.09.2022).

7. Russians left 24 billion US dollars abroad last year. Available at: https://rg.ru/2017/04/16/rossiiane-ostavili-za-granicej-24-mlrd-dollarov-v-proshlom-godu.html (accessed: 21.09.2022).

8. Information on the number of tour operators in the Unified Federal Register of Tour Operators. Federal Agency for Tourism Available at: https://tourism.gov.ru/other/statistika/svedeniya-o-kolichestve-turoperatorov-v-edinom-federalnom-reestre-turoperatorov (accessed: 22.09.2022).

9. Statistics and indicators. Tourism and travel companies according to Rosstat. Available at: https://rosinfostat.ru/turizm (accessed: 22.09.2022).

ВВЕДЕНИЕ

Не успев отойти от пандемийного кризиса, российская туристская отрасль столкнулась с новыми вызовами, ограничениями и трудно прогнозируемыми итогами, ставшими следствием начала специальной военной операции России на Украине. Туризм как отрасль, глубоко зависимая от влияния внешних факторов, которые зачастую определяют нестабильную геополитическую, экономическую, социальную обстановку во всем мире, одной из первых чувствует изменения и колебания в своем развитии. Длительный российско-украинский военный конфликт, обострившийся в феврале 2022 г., затронул и такую базовую людскую потребность, как отдых и путешествия. Ситуация, сложившаяся на российском туристском рынке, сейчас гораздо сложнее, чем была в период активной фазы роста пандемии. Особенно явно это наблюдается в структуре организованного выездного и въездного туризма, затронутыми оказались абсолютно все сегменты и виды туризма, вся цепочка взаимоотношений с поставщиками и контрагентами, в том числе и финансовое взаимодействие.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

К настоящему времени следствиями российско-украинского кризиса, повлекшими изменения в деятельности основных участников туристского рынка, как предоставляющих услуги, так и потребляющих их, явились:

- Влияние западных санкций на операционную деятельность отечественных авиакомпаний. Ключевой проблемой в данном вопросе явилась зависимость российской авиационной отрасли от зарубежных поставщиков воздушных судов. Стоит отметить, что большая часть парка отечественных авиакомпаний (55%) состоит из лизинговых (взятых в долгосрочную аренду) самолетов иностранного производства. А из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находилось около 800 самолетов. Действующие в отношении нашей страны санкции определяют нынешний вектор развития всего международного туризма, и получается, что многие ограничения (в том числе авиационного характера), направленные на одну страну, приобретают обоюдный характер. Например, авиакомпании «недружественных» стран еженедельно теряют 37,5 млн долл. США из-за закрытого нашей страной неба. В докризисный 2019 г. зарубежные перевозчики совершали более 306,5 тыс. транзитных полетов через российское воздушное пространство. До кризиса этот показатель устойчиво рос примерно на 7% в год.

- Сокращение операционной деятельности или полный уход с российского рынка ведущих мировых брендов индустрии туризма и гостеприимства. Приведем только самые известные из них: приостановка инвестиций и открытие новых отелей в России (Hilton, Hyatt, Mariott); уход с российского логистического рынка DHL (международной компании по экспресс-доставке грузов и визовых документов); прекращение работы в России двух крупнейших агрегаторов бронирования жилья — Airbnb и Booking. Правда, отметим, что отечественными альтернативами зарубежных метапоисковиков по бронированию отдельных туристских услуг ныне уже активно пользуются как потребители, так и участники организованного рынка («Яндекс.Путешествия», OneTwoTrip, Tvil.ru, «Туту.ру», «Островок.ру», «Броневик»). Заметные изменения коснулись и транспортной составляющей туризма. Российско-финский поезд «Аллегро» 12 лет, с 2010 г. регулярно связывавший Санкт-Петербург и Хельсинки, прекратил практику совместной эксплуатации.

- Отключение международными платежными системами Visa и Mastercard обслуживания карт, выпущенных российскими банками. Иными словами, проведение платежей картами данных платежных систем за пределами страны с марта 2022 г. является для российских туристов невозможным. Упрощение данной ограничительной меры в настоящее время прорабатывается путем предоставления возможности использования отечественной платежной системы «Мир» в дружественных России странах (Турция, Египет, Вьетнам, ряд стран СНГ).

Пакет антироссийских санкций дополнился также визовыми ограничениями в отношении российских граждан, принятыми на общеевропейском уровне в конце августа 2022 г. Сущность подобной меры сводится к приостановке действия упрощенного визового режима с Россией, главный итог — сокращение российского турпотока. К слову, стоит заметить, что соглашение между Россией и европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам было ратифицировано Россией в марте 2007 г. Вероятно, данный санкционный аспект повлечет за собой такие последствия, как:

- увеличение стоимости шенгенских виз (с 35 евро, ныне действующих в отношении нашей страны, до 80 евро);

- подготовка соискателем на визу расширенного перечня документов и увеличение продолжительности их рассмотрения;

- сокращение слотов для записи в визовые центры и консульства;

- высокая вероятность выхода виз под сроки поездки (однократный «шенген»);

- увеличение риска отказов в выдаче виз.

В настоящее время на начало сентября 2022 г. приостановлена выдача шенгенских краткосрочных виз прибалтийскими странами, Польшей, Чехией, Нидерландами, Данией. Инициативность географических соседей в ужесточении и распространении визовой блокады на всем европейском пространстве для российского выездного туризма вполне понятна. По данным пограничного агентства ЕС (Frontex), с начала российско-украинского конфликта более миллиона российских граждан въехали в Евросоюз через сухопутные пограничные пункты, большинство из них — через Финляндию и Эстонию. Заметим, что доля российских туристов в приграничных государствах, главным образом в странах Балтии, а также на курортах Кипра, Черногории (последняя, к слову, ныне активно поддерживает политику визовых санкций ЕС с намерением ввести пропускной режим въезда для россиян), до введения санкций составляла не менее 10% от общего количества иностранных визитеров. В денежном эквиваленте до введения санкционных мер доля расходов российских туристов в Черногории составляла 34% от совокупных расходов всех международных путешественников, посетивших эту страну, на Кипре этот показатель составлял 25%, в Латвии — 16% [2]. Так что приграничные туристские связи — со странами Балтии в первую очередь — с учетом всех нынешних событий, вероятно, будут нарушены, что не замедлит сказаться на их туристической экономике. Однако ряд членов ЕС (Германия, Греция, Кипр, Франция, Испания) не столь категоричны в применении полной визовой блокады в отношении российских граждан. Положения Визового кодекса ЕС также не предусматривают возможности коллективного отказа в визах гражданам конкретной страны [3].

Европейский рынок пляжного и экскурсионного туризма (Италия, Испания, Греция, Франция) традиционно зависим от количества туристских прибытий россиян, Отсутствие организованного туристского потока из России еще с начала пандемии стало серьезной проблемой для туриндустрии многих европейских стран, а нынешние визовые ограничения дополнительно усложнят и без того не самую радужную туристскую картину, формируя необходимость переориентироваться на новые географические и целевые рынки. К слову, финансовые потери от утраты туристского потока из России могут весьма серьезно сказаться на индустрии туризма тех стран, где россияне были ключевым звеном развития международного туризма. В год российские туристы вывозили за рубеж около 24 млрд долл. США [8]. Согласно оценкам мировых агентств по исследованию рынка, прогнозируется, что мировой туризм, блокирующий всевозможными способами присутствие российских туристов, может потерять 7 млрд долл. США из-за антироссийских санкций. По информации британской компании рыночных исследований Euromonitor International (EL), россияне составляют 1% от мирового турпотока, однако в 2021 г. они принесли отрасли свыше 9 млрд долл. США [6].

Вероятно, что первые промежуточные итоги действия санкционных мер на сектор туризма со стороны международного сообщества можно будет оценить уже в ближайшем будущем.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основным географическим рынком отдыха и туризма для россиян, начиная с пандемийных времен, являются отечественные курорты. По общему количеству всех туристов, отправившихся на отдых, как и ранее, лидирует Россия (этим летом она первая и в сегменте организованного туризма). За несколько месяцев до старта туристского сезона 2022 г. на рынке внутреннего туризма уже наблюдался всплеск потребительской активности. Так, в марте число бронирований на внутренних направлениях достигло рекордных 83%. В числе лидеров значились традиционные направления пляжного и рекреационного сегмента — Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды и Крым. Прогнозируемое число внутренних туристских перемещений по итогам 2022 г. должно превысить 60 млн человек. Достижение данного показателя представляется вполне реальным с учетом положительной динамики роста внутреннего туризма все последние годы. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), с 2011 по 2021 г. динамика внутренних туристских перемещений в РФ выглядела так как показано на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика изменений внутренних туристских потоков в 2011–2021 гг. (млн чел.) [10]

Согласно представленным выше данным, национальный туризм демонстрирует положительные темпы прироста. Исключением явился 2020 г., ознаменовавшийся пандемийным кризисом, и закономерным образом повлиявший на всю мировую индустрию туризма. Есть все основания полагать, что нынешние ограничения туристских перемещений российских граждан, обусловленные введением западных санкций, подчеркнут приоритетность формирования конкурентоспособных условий для путешествий внутри собственной страны на самом высоком уровне. Объективности ради отметим, что целый ряд мероприятий, направленных на достижение поставленной задачи, уже успешно реализуются.

Международный выездной туризм в России в условиях санкционных ограничений летом 2022 г. прошел под влиянием острого дефицита основных туристских услуг: авиаперевозок, отсутствия диверсификации турпродукта, высокого обменного курса иностранной валюты и ряда других факторов. Дополнительными факторами, обусловившими снижение потребительского интереса россиян к отдыху за рубежом, явились страх враждебного отношения к туристам из России, малая вариативность доступных географических направлений, невозможность использования кредитных/дебетовых карт, запрет банкам на продажу наличной валюты гражданам. К слову, опасения, касаемые коронавирусной инфекции, были самым незначительным из аспектов, волновавшим российских туристов при рассмотрении выбора места отдыха вне собственной страны. Наиболее массовыми и емкими направлениями, доступными для россиян, с прямой перевозкой, наличием пакетных туров и либеральной визовой политикой стали пляжные Турция, Абхазия, ОАЭ, круглогодичные Египет и Мальдивы (рис. 2).

Рис. 2. Распределение стран-лидеров 2022 г. по объему поездок с целью туризма на рынке российского выездного туризма

В численном отношении безусловным лидером среди всех зарубежных направлений у россиян традиционно оказалась Турция (более 2,1 млн туристов), на втором месте — Абхазия (около 800 тыс. чел.), на третьем — ОАЭ (170–180 тыс. туристов). Замкнули пятерку предпочтений наших соотечественников Египет и Мальдивы (примерно 100 и 55 тыс. чел. соответственно). Оставшиеся 7% распределены между Таиландом, постсоветскими странами, Европой со стыковками и другими странами мира. Отметим также и традиционно востребованные визиты среди россиян в страны СНГ (Казахстан, Армения, Белоруссия). По-прежнему высока доля взаимного посещения этих стран с родственными целями, однако данные направления сегодня неплохо котируются и как центры туризма. Туристский интерес российских граждан в отношении выше обозначенных стран обусловлен традиционно понятной концепцией отдыха в них, упрощенным порядком въезда и выезда, снятием строгих ковидных ограничений. Дополнительными причинами, простимулировавшими туристский спрос на эти страны, явились международные санкции против России, обусловившие дефицит географии направлений и перевозок, сложности с получением шенгенских виз (особенно на уровне региональных рынков), усиление значимости ОАЭ и Турции как пунктов транзита в Европу и Азию. Так, около 15% всех бронирований в Турцию этим летом пришлись на Стамбул. Это больше, чем обычно летом, но вполне объяснимо тем, что почти половина пассажиров в Стамбуле пересаживались на рейсы в другие страны. Для сравнения: по итогам летнего сезона 2021 г. географические предпочтения россиян в целом соответствовали дестинациям нынешнего года, за исключением пляжного Кипра и ряда европейских направлений (Греция, Хорватия), не имевших транспортной блокады [4].

В целом по всему рынку, по предварительной оценке аналитиков АТОР, объемы организованного выездного туризма этим летом не слишком значительно (около 3,5 млн россиян), но все еще отстают от показателей аналогичного периода 2021 г. (порядка 7,5 млн туристов). Главные факторы отставания — общий дефицит доступных зарубежных направлений и, как следствие, географии перевозок, частичная доступность направлений в Европе, отсутствие стран Карибского бассейна (Куба, Мексика), нехватка перевозок в Турцию и Египет. В то же время ряд ближневосточных и азиатских направлений частично компенсировали туроператорам эти потери, а некоторым игрокам позволили выйти в большой плюс. Низкий курс рубля и высокая инфляция также определяли потребительскую активность в вопросе планирования россиянами отдыха.

Несмотря на ограниченность туристских перемещений граждан нашей страны в сфере выездного туризма, все же отметим, что на самих российских туристов санкции окажут не такое сильное влияние. По данным EI, в последние два года самыми популярными местами отдыха россиян были Белоруссия, Турция и Китай, которые продолжают активно привлекать туристов к взаимному сотрудничеству. На отдых в Белоруссии россияне потратили больше 1 млрд долл. США в 2021 г., 1,4 млрд долл. — в 2022 г. На отпуск в Турции пришлось более 1,2 млрд и 600 млн долл. США соответственно, в Китае — более 300 млн и около 600 млн долл. США [7]. В целом по сравнению с летом доковидного 2019 г. проседание рынка организованного выездного туризма летом 2022 г., по предварительным оценкам, составило не менее 50%.

Общепризнанным трендом лета 2022 г. в выездном туризме стал рост цен на туристские услуги. К примеру, средний чек летнего тура в Турцию у крупных туроператоров на чартерной перевозке из-за роста цен на авиаперелет вырос почти вдвое по сравнению с прошлым летом — от 77 до 100%. Он колебался в диапазоне от 175 тыс. до 235 тыс. руб. на двоих. Стоимость пакетных туров при двухместном размещении в Абхазию достигала более 85 тыс. руб. Стоимость недельного отдыха в ОАЭ летом 2022 г. составляла порядка 165–178 тыс. руб. на двоих в бюджетном сегменте. Значительное удорожание туров по всем направлениям стало закономерным следствием прямой связи транспортных ограничений и туризма. С наложением транспортных санкций фактически были свернуты или значительно сокращены все привычные чартерные программы, на смену им пришла более дорогая регулярная перевозка.

Другой актуальной тенденцией последнего времени для всего рынка выездного туризма в России является значительное увеличение доли туроператоров в организованном туристском потоке. К примеру, по линии туроператоров нынешним летом отдохнуло порядка 1,85 млн от общего числа (2,1 млн) туристов. Санкционные препоны вынужденно заставляют российские турфирмы адаптировать свою деятельность, развивать и предлагать своим клиентам нестандартные туристские маршруты и программы. В частности, речь идет о развитии нового тренда в туризме — формировании полноценных туристских программ по принципу транзита. Туры транзитом предполагают организацию маршрутов через территории третьих стран. Так, к продаже у ведущих туроператоров страны предлагаются туры с транзитом на курорты стран Карибской зоны, Таиланда, Египта через хабы Турции и стран СНГ (Стамбул, Анталья, Казахстан и др.).

Нынешние веяния во многом объясняются слаженным взаимодействием всех участников турбизнеса: туроператоров, поставщиков туристских услуг, профильных ведомств. Потери последних лет, понесенные туристским рынком, активизируют отрасль к правовым изменениям с точки зрения как организации безопасного туризма, моратория на банкротства туристических фирм, защиты интересов граждан, так и повышения туристской привлекательности собственных территорий. Очевидно, что санкции со стороны международного сообщества ставят под угрозу устойчивое развитие российской сферы туризма и особенно ее международной составляющей. Вполне логичным выглядит и то, что с развитием пандемии и появлением нынешних геополитических реалий на отечественном рынке туризма сформировался устойчивый тренд: снижение количества поездок за рубеж и увеличение путешествий по России. Туристская активность на поприще внутреннего туризма, в свою очередь, порождает еще одну объективно логичную закономерность, складывающуюся на рынке организованного туризма. Речь идет о трансформации турагентской деятельности в туроператорскую. В российском туризме стремительно растет число туроператоров по внутреннему туризму за счет организаций, долгое время работавших в статусе турагентов. Согласно данным Единого федерального реестра туроператоров (ЕФРТ), с началом ввода западных санкций в реестр было внесено 115 юрлиц с указанием сферы деятельности «внутренний туризм», что превысило данный показатель месячной давности более чем в 2 раза.

На фоне трудно прогнозируемого геополитического кризиса уже в марте профильными ведомствами был предложен ряд финансовых мер, направленных на поддержку туристской отрасли. Первоочередными явились следующие из них:

- компенсация туроператорам затрат на вывоз туристов из закрытых зарубежных стран;

- решение проблемы последствий западных санкций против авиаперевозчиков (согласование внутренних и международных рейсов из российских аэропортов для авиакомпаний из дружественных стран, предоставление возможности российским авиакомпаниям осуществлять внутренние и международные перелеты под флагами других стран);

- обеспечение господдержки банкам, предоставляющим депозиты и гарантии для российских туроператоров;

- обеспечение дополнительной финансовой поддержки туротрасли в условиях санкций (на реализацию данной меры в 2022 г. было выделено 22,97 млрд руб.);

- предоставление налоговых льгот туроператорам в сфере въездного и выездного туризма (снижение ставки налога на прибыль до 3%, освобождение от уплаты НДС);

- введение моратория на банкротство туроператоров до конца 2023 г. для сохранения стабильности функционирования предприятий туристского рынка и снижения неблагоприятных социальных последствий. К слову, отметим, что данная мера уже реализовывалась в пик развития коронавирусной инфекции в нашей стране и оказалась вполне эффективной. Ко всему прочему АТОР была предложена инициатива до нормализации ситуации с нынешними кризисами повременить с вводом электронной путевки, изменений в главном отраслевом законе и пр. [9];

- продолжение программы туристического кешбэка для стимулирования спроса на рынке национального туризма. Подобная инициатива была реализована к настоящему времени уже в седьмой раз [1].

При неоднозначности и сложности туристских перемещений российских граждан за рубеж перспективы развития внутреннего туризма сегодня становятся все более осязаемыми. Подобной благоприятной тенденции во многом способствовала политика импортозамещения, реализуемая с октября 2015 г., связанная с постепенной переориентацией туристского потока с выездного на внутренний туризм. До всех нынешних событий этому предшествовали две главные причины: рост цен на отдых за рубежом и позитивные тенденции развития российской туристской индустрии. Пандемия мирового масштаба под названием COVID-19, последовавшие за ней спустя два года антироссийские санкции со стороны мирового сообщества по причине российско-украинского конфликта актуализировали тренд на развитие национального туризма на самом высоком государственном уровне.

Одним из самым эффективных механизмов политики импортозамещения явился туристический кешбэк — государственная программа субсидирования поездок по России, разработанная и курируемая Федеральным агентством по туризму, стартовавшая в августе 2020 г. В рамках реализации данной программы при оплате туристских услуг картой «Мир» туристам возвращаются от 20 тыс. до 40 тыс. руб. от потраченной на путешествия внутри страны суммы в течение пяти дней с момента осуществления платежа. По большому счету можно говорить о том, что потребители получили фактически снижение цены на туристский продукт. Около 3,5 тыс. туристских предприятий — ведущие туроператоры и средства размещения страны, санаторно-курортные учреждения, туристские онлайн-агрегаторы — реализуют туристские услуги по всей стране. Хронологические этапы программы стимулирования внутренних поездок по России:

1-й этап: 21–28 августа 2020 г. с реализацией приобретенной потребителем услуги до 31 декабря 2020 г.;

2-й этап: 15 октября — 5 декабря 2020 г. с реализацией приобретенной потребителем услуги до 10 января 2021 г.;

3-й этап: 18 марта — 15 июня 2021 г. с реализацией приобретенной потребителем услуги до 30 июня 2021 г. включительно;

4-й этап: 16 июня — 10 сентября 2021 г.;

5-й этап: 18 января — 12 апреля 2022 г. с реализацией приобретенной потребителем услуги не позднее 30 апреля 2022 г.;

6-й этап: 15 марта — 1 мая 2022 г. с реализацией приобретенной потребителем услуги не позднее 1 июля 2022 г.;

7-й этап: 25 августа — 10 сентября 2022 г. (отправиться в поездку с кешбэком можно будет с 1 октября и до 25 декабря 2022 г.).

Согласно данным Ростуризма, наиболее популярными направлениями, реализуемыми по программе «Туристический кешбэк», являются республики Крым, Татарстан и Башкирия, а также Калининградская и Тюменская области. Среди представленных регионов нашей страны помимо традиционно востребованных среди российских туристов направлений представлены также Урал, Сибирь, Дальний Восток. Вариативность временных рамок совершения путешествий по кешбэку дает возможность гражданам нашей страны отдохнуть не только в высокий сезон, но и в межсезонье, обеспечивая как потребителям, так и производителям услуг стабильность спроса, цены и круглогодичности предоставляемых услуг. Под действие туристического кешбэка попадают не только готовые пакетные туры, формируемые на всех видах транспорта, но и отдельные составляющие их услуги: размещение, перевозка, экскурсионные услуги.

Программа частичного возврата денег при покупке российских туров при всей казусности ситуации, обусловленной изначально ковид-фактором, явилась мощным инструментом привлечения внимания наших граждан к туристским возможностям собственной страны. В связи с этим хотелось бы отметить интересное наблюдение, имеющее место быть в российском туризме в последнее десятилетие, — тренд на развитие отечественного туризма. Достаточно вспомнить кризисные времена различного происхождения конца прошлого десятилетия (2009, 2014, 2017 гг.), сильно тогда ударившие не только по экономике страны, но заметно подкосившие индустрию туризма, преимущественно выездного, традиционно более востребованного на рынке предоставления туристских услуг. Девальвация российского рубля, банкротство ведущих туроператоров («Натали-Турс», «Лабиринт», «Нева»), снижение потребительской способности россиян — хорошо запомнившиеся отпечатки тех кризисов. Грянувший в 2020 г. коронакризис, политическая и военная нестабильность заставили отрасль окончательно следовать хорошо забытым, но так необходимым в нынешние времена векторам на развитие национального туризма. В связи с этим программа «Туристический кешбэк», которая стартовала в августе 2020 г., демонстрирует положительные результаты на поприще внутреннего туризма, поддерживая по большому счету в условиях продолжающихся ковид-ограничений функционирование всего российского туристского рынка. За время действия программы ею воспользовались 4,3 млн человек. При этом в виде кешбэка им вернулось около 15,5 млрд руб. По данным Ассоциации туроператоров России, программа стимулирования внутреннего туризма дает регионам от 5 до 25% дополнительного туристского потока. Как отмечают эксперты отрасли, программа туристического кешбэка открыла для российских граждан относительно немассовые виды отдыха и путешествий по России, которые ранее были для них малодоступны, — в первую очередь из-за сложной и дорогой транспортной логистики: речные круизы, поездки на Байкал, в регионы Русского Севера, на Дальний Восток и др.

Предварительные итоги завершившегося седьмого этапа стимулирования внутреннего туризма уже подведены. По итогам осеннего этапа акции с кешбэком россияне приобрели путевок на 14,3 млрд руб., за две недели продаж программой воспользовалось более 600 тыс. человек, а сумма денежного возврата потребителям составила более 2,7 млрд руб. [5].

ВЫВОДЫ

Стимулирование въездного туризма является приоритетным направлением развития туристской отрасли страны. В 2020–2021 гг. въездной туризм демонстрировал плачевное состояние — спрос упал по сравнению с 2019 г. более чем на 70–80%. По сравнению с доковидным временем в первом полугодии этого года иностранный турпоток сократился в 25 раз. Однако в настоящее время показатели въездного туризма понемногу стабилизируются. В 2021 г. Россию посетило более 5 млн иностранных путешественников, основу турпотока составили соседние страны. При этом туристы с соседних географических рынков не всегда преследуют при совершении поездок исключительно туристские цели. Традиционно из стран с постсоветского пространства велика доля визитов с родственными целями, по рабочим и образовательным причинам.

Прорабатываемыми профильными министерствами и ведомствами вопросами в рамках развития въездного туризма в условиях ныне сложившихся обстоятельств являются:

- вопрос введения электронных виз как одного из самого действенного и прогрессивного способа привлечения туристов с иностранных рынков. Этот вопрос давно обсуждается на самом высоком национальном уровне. Если западные страны вводят визовую блокаду для российских туристов, то политика нашей страны в этом вопросе кардинально отличается. Расширение практики безвизовых поездок для граждан конкретных стран видится одной из приоритетных задач развития российского въездного туризма;

- также в настоящее время на поприще въездного туризма активно прорабатывается вопрос о привлечении международных туристов за счет предоставления субсидий туроператорам. В частности, речь идет об увеличении туроператорами количества блоков мест с использованием чартерной перевозки на речных, железнодорожных, авиационных маршрутах для иностранных гостей, планирующих посетить нашу страну с туристскими целями.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что туристский сектор в нашей стране в течение последних десятилетий развивается стихийно в силу разных причин и факторов. Сегодня все то, что происходит в международном туризме, в том числе и на просторах нашей родины, сигнализирует о приоритетности развития отечественного туристского производства. Создание качественных современных, доступных туристских услуг и формирование широкого спроса на них, снятие административных барьеров для работы отрасли, а также развитие туристической инфраструктуры и логистики — вот что сегодня требует внимания и заинтересованности на самом высоком уровне.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The author declares no conflicts of interests.

Язык статьи:
Действия с выбранными: