По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российский и зарубежный опыт использования автоматизированных систем управления гостиничными предприятиями

Н. М. Дорошенко Высшая школа управления, ФГАОУ «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1032209461@pfur.ru

Гостиничный бизнес характеризуется высокой динамикой спроса, жесткой ценовой конкуренцией и необходимостью оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры. В этих условиях использование современных автоматизированных систем позволяет существенно повысить эффективность управления гостиницей за счет: автоматизации рутинных процессов и снижения трудозатрат персонала; повышения скорости обслуживания гостей и уровня сервиса; улучшения взаимодействия служб и координации работы персонала; оптимизации загрузки номерного фонда и ценообразования; эффективного управления доходами гостиницы. Внедрение автоматизированных систем управления позволяет гостиницам повысить имидж и конкурентоспособность за счет использования современных технологий.

Литература:

1. Большая Российская энциклопедия: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/c/avtomatizirovannaia-sistema-upravleniia-6c654b (дата обращения: 12.12.2024).

2. Демурин, В. Б. Современные автоматизированные системы управления гостиницами и их функциональные возможности // Молодой ученый [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11284 (дата обращения: 12.12.2024).

3. Морозов, М. А., Морозов, М. М. Мобильные приложения в сфере путешествий и гостеприимства как инструмент повышения конкурентоспособности туристской индустрии [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnyeprilozheniya-v-sfere-puteshestviy-i-gostepriimstva-kak-instrument- povysheniyakonkurentosposobnosti-turistskoy-industrii (дата обращения: 12.03.2024).

4. Прудникова, Н. Г., Панасенко, А. Н. Автоматизация гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnayaavtomatizatsiya-gostinichnogo-predpriyatiya/viewer (дата обращения 17.12.2024).

5. Исследование. Рынок разговорного ИИ в России 2020–2025 // Блог о разговорном AI [Электронный ресурс]. — URL: http://just-ai.com/blog/issledovanierynok-razgovornogo-ii-v-rossii-2020-2025 (дата обращения: 03.12.2024).

6. Hospitality Technology. Five Ways to Harness AI for the Hospitality Experience of the Future. 2018 [Электронный ресурс]. — URL: www.hospitalitytech.com (дата обращения: 25.11.2024).

1. The great Russian encyclopedia: official website. Available at: https://bigenc.ru/c/ avtomatizirovannaia-sistema-upravleniia-6c654b (accessed: 12.12.2024).

2. Demurin, V. B. Modern automated hotel management systems and their functionality. Young scientist. Available at: https://moluch.ru/archive/67/11284 (accessed: 12.12.2024).

3. Morozov, M. A., Morozov, M. M. Mobile applications in the field of travel and hospitality as a tool for increasing the competitiveness of the tourism industry. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-prilozheniya-v-sfere-puteshestviy-i-gostepriimstvakak-instrument- povysheniya-konkurentosposobnosti-turistskoy-industrii (accessed: 12.03.2024).

4. Prudnikova, N. G., Panasenko, A. N. Automation of the hotel business. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-avtomatizatsiya-gostinichnogopredpriyatiya/viewer (accessed: 17.12.2024).

5. Research. Conversational ai market in Russia 2020–2025. Conversational ai blog. Available at: http://just-ai.com/blog/issledovanie-rynok-razgovornogo-ii-v-rossii-2020-2025 (accessed: 03.12.2024).

6. Hospitality technology. Five ways to harness ai for the hospitality experience of the future. 2018. Available at: www.hospitalitytech.com (accessed: 25.11.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.01.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 29.01.2025.

«Автоматизированная система управления (АСУ; англ. automated cоntrol system) — комплекс методов, технических средств, информационного и программного обеспечения, структуры, ресурсов и регламентов, посредством которого осуществляется управление сложными объектами и процессами различной природы, реализующий определенные функции для решения поставленных задач и обеспечения информационной безопасности», — дает определение Большая российская энциклопедия [1].

Автоматизированные системы внедряются для минимизирования рутинного ручного труда, ускорения обработки данных и снижения влияния человеческого фактора, что в итоге ведет к повышению качества обслуживания и росту удовлетворенности гостей. Как отмечают исследователи: «Существующие системы управления гостиничным предприятием осуществляют: управление ресурсами гостиницы, поддержку единой системы безналичных платежей для гостей, автоматизацию текущей деятельности, многофакторный анализ деятельности гостиницы, взаимодействие с внешними программами и устройствами (телефоном, платным TV)» [3].

Использование электронного документооборота избавляет от необходимости вести бумажную отчетность и значительно упрощает обмен информацией между различными службами отеля. Автоматизация процесса бронирования и управления номерным фондом обеспечивает мгновенное подтверждение заявок, гибкое ценообразование в зависимости от спроса и оптимальное планирование загрузки отеля. Все эти преимущества делают автоматизацию незаменимым инструментом для повышения эффективности и прибыльности гостиничного бизнеса в условиях высокой конкуренции.

Одной из наиболее перспективных технологий автоматизации гостиничного бизнеса являются облачные решения, которые становятся все более популярными среди мировых отелей. Одно из главных преимуществ их применения — более удобное распределение бюджета, так как гостиница платит только за фактическое использование вычислительных ресурсов и функционала системы. Также данные системы хранятся в облаке, что дает быстрый доступ к ним и вне отеля.

Для Цитирования:
Н. М. Дорошенко, Российский и зарубежный опыт использования автоматизированных систем управления гостиничными предприятиями. Гостиничное дело. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: