Современное общество по своей сущности является потребительским. Это и хорошо, и плохо одновременно. Рост заинтересованности в услугах породил огромный спрос на их технологизацию — так появляются целые платформы, которые способствуют взаимодействию заказчика и исполнителя. Современные цифровые платформы отличаются высокой гибкостью и доступностью, а также привлекают быстрым и довольно высоким заработком, что способствует вовлечению значительного числа граждан в платформенную занятость. Однако существующие трудовые и социальные нормы часто оказываются неприменимыми к данной форме организации труда, что приводит к снижению уровня социальной защиты платформенных занятых, неопределенности их правового статуса и уязвимости перед возможными злоупотреблениями со стороны платформ, которые вроде как работодатель, а вроде как и нет. В этой связи возрастает научный и практический интерес к разработке эффективных механизмов регулирования платформенной занятости, обеспечивающих баланс между гибкостью и инновационностью цифровой экономики и необходимостью соблюдения основных трудовых и социальных прав платформенных занятых. Особую актуальность данная проблематика приобретает в контексте стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), характеризующихся значительным потенциалом развития цифровой экономики, высокой долей неформальной занятости и специфическими социально-экономическими условиями. Значимость исследования для стран БРИКС обусловлена высоким экономическим потенциалом стран и темпами развития платформенной занятости.
Также важна высокая доля неформальной занятости, приводящая к отсутствию социальной защиты и уязвимости перед эксплуатацией, усугубляемая отсутствием должного правового регулирования. Необходимость обеспечения социальной справедливости и инклюзивного роста также определяет актуальность темы, так как страны БРИКС стремятся к обеспечению устойчивого и инклюзивного экономического роста, который должен учитывать интересы всех слоев населения, включая платформенных занятых. Наконец, потребность в развитии инновационных моделей регулирования позволяет странам БРИКС, обладая уникальным опытом социально-экономического развития, стать лидерами в разработке инновационных моделей правового регулирования платформенной занятости, учитывающих специфические особенности национальных рынков труда и обеспечивающих баланс между гибкостью, инновационностью и социальной защитой. Таким образом, исследование правовых и социальных аспектов платформенной занятости в контексте стран БРИКС представляется актуальным и значимым как с теоретической, так и с практической точки зрения.