По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Роль отраслевых соглашений в регулировании труда гражданских служащих

Аверьянова Мария Игоревна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46, E-mail: miaverianova@yandex.ru

В работе исследуются особенности применения в регулировании труда гражданских служащих такой разновидности нормативных договоров социального партнерства как отраслевые соглашения. Выявлено, что в наибольшей степени указанные процессы касаются отношений в сфере занятости, служебного времени и времени отдыха, оплаты, охраны труда, подготовки и дополнительного профессионального образования, служебной дисциплины в части поощрений, гарантий и мер социальной поддержки. Анализ соглашений свидетельствует, что многие их положения воспроизводят нормы трудового законодательства, тем самым дополнительно предполагая субсидиарность применения указанных норм в правовом регулировании тех отношений, которые напрямую не урегулированы законодательством о государственной службе. А также соглашения закрепляют дополнительные гарантии профессиональной деятельности гражданских служащих.

Литература:

1. Гусов К.Н. О роли индивидуального договорного регулирования труда на современном этапе // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 100.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191?print=1 (дата обращения: 02.03.2022).

3. Гусев А. В. Российская государственная гражданская служба: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 27.

4. Миннигулова Д. Б. Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства // Проблема совершенствования законодательства. 2010. № 1. С. 100.

5. Трудовое право России: учебник для бакалавров / К.Н. Гусов, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др. М.: Проспект, 2021. С. 163, 170.

6. Иванкина Т.В. К вопросу о гарантиях, предоставляемых гражданским служащим // Российский ежегодник трудового права. 2012. № 8. С. 427.

На современном этапе одним из основных методов регулирования наемного труда является сочетание государственного и договорного. Соотношение государственного и договорного регулирования изменяется в зависимости от социально-экономических, политических и других объективных факторов. В целом история развития трудового законодательства — это предмет поисков наиболее правильного сочетания государственного и локального (договорного) регулирования трудовых правоотношений (включая условия труда) в интересах субъектов этих отношений [1].

На основе принципа единства и дифференциации регулирования наемного труда наряду с установлением общих правил и гарантий в сфере труда также подлежат учету и особенности труда отдельных категорий работников с установлением для них специальных правил. Одной из организационно-правовых форм наемного труда является государственная служба, в отношении которой установлены особые правила, регулирующие этот вид наемного труда.

Принцип социального партнерства является одним из приоритетных в регулировании наемного труда в постсоветский период, на основе которого в том числе реализуется метод сочетания государственного и договорного.

Профессиональная деятельность государственных служащих обладает своей спецификой, поскольку, исходя из положений ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство либо совсем не подлежит применению к их труду (в отношении военнослужащих), либо применяется субсидиарно — с учетом особенностей, установленных законами о государственной службе. Последнее из указанных правил относится в том числе к труду гражданских служащих.

Согласно данным Росстата, в 2020 г. совокупная численность лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, в государственных органах РФ (федеральных и субъектов РФ) составила 660,5 тыс. человек. Из них: 39,3 тыс. — гражданские служащие центральных аппаратов федеральных государственных органов, и 621,3 тыс. гражданских служащих на региональном уровне, в том числе в федеральных государственных органах — 415,4 тыс., в государственных органах субъектов РФ — 205,9 тыс. человек [2].

Для Цитирования:
Аверьянова Мария Игоревна, Роль отраслевых соглашений в регулировании труда гражданских служащих. Кадровик. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: