По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль автоматизированных CRM-систем в улучшении клиентского опыта и повышения лояльности в современном бизнесе

И. С. Клименкова Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1132237536@pfur.ru

В статье рассматривается влияние автоматизированных CRM-систем на повышение качества клиентского опыта и исследуется их значение для улучшения уровня лояльности клиентов в современном бизнесе. Изучаются ключевые механизмы систем: персонализация всех видов коммуникаций, ускорение обработки обращений и аналитическая поддержка принятия решений. На основе анализа успешных кейсов выявлены основные преимущества после внедрения CRM: рост продаж, сокращение времени обслуживания и повышение покупательской лояльности клиентов. Отдельное внимание уделено применению искусственного интеллекта для улучшения персонализации, автоматизации рабочих процессов и сегментации аудитории. Обоснована роль CRM в повышении конкурентоспособности бизнеса через оптимизацию процессов и усилении клиентской лояльности. Предложены перспективные направления развития CRM с учетом дальнейшей интеграции и развития ИИ.

Литература:

1. Володина, В. Н. Об элементах стратегии разработки новых продуктов для клиентов (Введение в проблему). — 2018. — № 10. — C. 18–19.

2. Никольский, А. А. Оценка эффективности CRM-систем // Перспективы развития информационных технологий. — 2018 — C. 45.

3. Морозов, Е. М. CRM-системы как средство автоматизации взаимодействия с клиентами // Современные научные исследования и инновации. — 2017. — № 3. — C. 12.

4. Зевеке, О. Ю., Балев, Н. Н. Оценка рисков цифровых платформ в туризме // Сегодня и завтра российской экономики. — 2025. — № 2 (127). — С. 84–96.

5. Интеграция CRM-системы с сайтом — зачем нужна и как // SberCRM [Электронный ресурс]. — URL: https://sbercrm.com/blog/sales/tpost/nuf9ai0hc1integratsiya-crm-sistemi-s-saitom/ (дата обращения: 30.10.2025).

6. Преимущества CRM и недостатки // Aspro.cloud [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bitrix24.ru/journal/crm-sistema-dlya-torgovli/ (дата обращения: 19.11.2025).

7. Анализ применения CRM-систем на предприятиях // Молодой ученый. — 2020.— № 11 (301) [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68089/ (дата обращения: 15.11.2025).

1. Volodina, V. N. On the Elements of the Strategy for Developing New Products for Clients (Introduction to the Problem). 2018, No. 10, pp. 18–19.

2. Nikolsky, A. A. Evaluating the Effectiveness of CRM Systems. Prospects for the Development of Information Technologies. 2018, p. 45.

3. Morozov, E. M. CRM Systems as a Means of Automating Interaction with Clients. Modern Scientific Research and Innovations. 2017, No. 3, p. 12.

4. Zeveke, O. Yu., Balev, N. N. Risk Assessment of Digital Platforms in Tourism. Today and Tomorrow of the Russian Economy. 2025, No. 2 (127), рр. 84–96.

5. Integrating a CRM System with a Website — Why and How. SberCRM. Available at: https://sbercrm.com/blog/sales/tpost/nuf9ai0hc1-integratsiya-crm-sistemi-s-saitom/ (accessed: 30.10.2025).

6. Advantages and Disadvantages of CRM. Aspro.cloud. Available at: https://aspro.cloud/ crm/docs/crm-advantages (accessed: 19.10.2025).

7. Analysis of the application of CRM systems in enterprises. Young scientist 2020, No. 11 (301). Available at: https://moluch.ru/archive/301/68089/ (accessed: 15.11.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 07.12.2025.

Автоматизированные CRMсистемы являются одним из важнейших инструментов для улучшения клиентского опыта и повышения уровня лояльности клиентов в различных моделях современного бизнеса. В статье мы рассматриваем основные механизмы влияния CRM на эффективность работы с клиентами: персонализация общения с контрагентом, ускорение обработки обращений и аналитическая поддержка принятия тех или иных решений в дальнейшей работе. На основании примеров успешного внедрения CRM в различных отраслях и анализа существующих исследований проведем их аналитику и обобщим ключевые моменты.

Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающими требованиями к качеству обслуживания, турбулентностью и усиливающейся конкуренцией на рынках. Клиентский опыт и лояльность становятся ключевыми факторами конкурентоспособности и успеха бизнеса и непосредственно приводят к управлению генерацией прибыли, а инструменты управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) играют важную роль в оптимизации бизнес-процессов, персонализации коммуникаций и оперативном реагировании на потребности клиентов. Автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами, реализуемая через CRM-системы, предоставляет организации возможности для повышения эффективности взаимодействия, персонализации услуг и улучшения показателей удержания клиентов. Основной целью статьи является анализ влияния автоматизированных CRM-систем на качество клиентского опыта и уровень лояльности клиентов. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи: обзор теоретических основ и современных технологий в CRM, изучение практических примеров внедрения автоматизации, анализ результатов и рекомендаций по оптимизации клиентского сервиса.

Для изучения роли автоматизированных CRM-систем мы использовали аналитический подход, включающий несколько популярных методов:

Для Цитирования:
И. С. Клименкова, Роль автоматизированных CRM-систем в улучшении клиентского опыта и повышения лояльности в современном бизнесе. Гостиничное дело. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: