Риск-ориентированный подход направлен на установление тяжести возможных негативных последствий, вызванных несоблюдением законодательства, что подразумевает повышение уровня безопасности охраняемых законом ценностей путем дифференциации превентивных мер. В ТК РФ риск неблагоприятных последствий для жизни и здоровья работника от трудовой деятельности регламентирован в разделе Х «Охрана труда».
В части 14 ст. 209 закреплено понятие профессионального риска, связанного с вероятностью причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Несмотря на важность и серьезность рассматриваемой категории, действующее трудовое законодательство, закрепляя дефиниции и возлагая некоторые обязанности в этой сфере на работодателя, не содержит четких правил, способствующих эффективной реализации данных норм.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ) исходя из специфики своей деятельности.
Так, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ) исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе порядок выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК РФ, п. 33 Типового положения) [приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 № 44037)]. Дальнейшие действия работодателя, критерии, ориентиры в разработке СУОТ на законодательном уровне не установлены. Работодатель свободен в определении содержания этой системы. Подробные разъяснения о структуре и содержании СУОТ даны в Типовом положении о системе управления охраной труда. Исходя из его п. 1, Положение разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ. То есть оно не имеет обязательного характера, и работодатель вправе предусмотреть СУОТ, не ориентируясь на Типовое положение. Подобное правовое регулирование содержит возможность для работодателя формально создать нерабочую и неэффективную СУОТ, исполняя требования п. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, что исключит применение к нему мер административной ответственности.