В сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике… нужна новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь… наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей.
(В.В. Путин)
В условиях рыночной экономики особая значимость придается знаниям, компетентности и профессионализму работников всех отраслей. Поэтому в корне изменилась и продолжает совершенствоваться работа с резервом кадров. При этом особую значимость имеет Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором ст. 64 посвящена кадровому резерву на гражданской службе. Данные вопросы нашли прямое отражение в Указе Президента РФ от 01.03.2017 г. № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа». В соответствии с Указом кадровый резерв имеет цель формирования высокопрофессионального кадрового состава на принципах добровольности, гласности, соблюдения равенства и конкурсного отбора.
Практический характер реализации вышеназванных документов можно наблюдать на примере субъектов РФ. Так, в Республике Марий Эл (далее – РМЭ) создана Комиссия по формированию и подготовке управленческих кадров, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти, главный федеральный инспектор, ректоры ведущих государственных образовательных учреждений высшего образования. На основе республиканского правого акта о Порядке формирования резерва управленческих кадров в качестве уполномоченного органа за формирование резерва управленческих кадров отвечает Администрация Главы РМЭ. Он представляет собой специально сформированную категорию лиц, успешно прошедших отбор и отвечающих квалификационным и иным требованиям, установленным законодательством РФ и Республики Марий Эл, способных по своим профессионально-деловым, личностным и морально-этическим качествам замещать управленческие должности.
Численность резерва кадров зависит от штатного расписания. Авторский мониторинг удельного веса работников государственной власти Российской Федерации (далее – РФ), Приволжского федерального округа (далее – ПФО) и Республики Марий Эл, за 2004 г. (в год принятия закона) и до 2014 г. (последние данные Росстата) показал, что максимальное значение численности работников в РФ и ПФО соответствовало 2008 г., а в РМЭ – 2011 г. При этом снижение численности в РФ составляет 16,5 %, а в ПФО – 23,6 %, тогда как в РМЭ рост составляет 6,8 % (табл. 1, рис. 1, 2, 3).