По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ресторатор о кризисах, сложностях, тактиках и любви к себе

Андрей Ушаков технический директор RestA — «Ресторанный консалтинг — петербургская ресторанная школа». Ресторатор, бизнес-консультант, startup-менеджер. Создатель и менеджер многих успешных проектов в России и СНГ. Автор-разработчик (интерьер, инженерные системы, технология) проектов компании. Автор методик по оптимизации производственных процессов и бюджета на startup-проектах. Куратор проектов на этапе строительства и запуска.

Андрей Ушаков, технический директор RestA — «Ресторанный консалтинг — Петербургская ресторанная школа» о том, как стоит поступать ресторатору сегодня.

Вдохновитель текстов и идей Андрея — Ксения Кевля, основатель и генеральный директор компании RestA — Ресторанный консалтинг — Петербургская ресторанная школа. Ресторатор-практик, бизнес-консультант, startup-менеджер. Руководитель многопрофильной компании, которая оказывает широкий спектр консультационных и образовательных услуг в сфере общественного питания. Занимается открытием и ребрендингом заведений HoReCa, подбором и обучением специалистов ресторанного бизнеса. По версии издания «Деловой Петербург» Ксения получила награду «Влиятельная женщина Петербурга» в номинации «Общепит» в 2018 и 2019 гг.

Сравнивая кризисы 2008, 2014 гг. и нынешний, первое, что замечаешь, — они разные, у них разные причины, разные проявления, разные пути преодоления (по большей части стихийно, сами собой находившиеся пути, замечу).

Кризис 2008 г. — в чистом виде финансовый, возник вследствие краха мировой системы «заработков из воздуха» на ничем не обеспеченных финансовых спекуляциях (ипотечный крах). Его проявления у нас — схлопывание банковских программ, мощный отток денег из банков, отсутствие денег на рынке, падение курса рубля, падение доходов «верхнего среднего класса». Что происходило с ресторанной отраслью? Кризис не особо отразился на сетевых заведениях «народного формата», начали закрываться «элитные» заведения и открываться «авторские», началось увлечение «честными блюдами по честным ценам» и придание блюдам вкуса, а не статуса, закончилась мода на приглашение импортных «звезд» в любую забегаловку.

Кризис 2014 г. — политический. Ввели санкции и контрсанкции, в результате к чисто финансовым вопросам (традиционным) добавились вопросы, скажем так, административно-организационного характера — пропали до двух третей использовавшихся в отрасли (на более-менее «приличных» предприятиях) продуктов, которые пришлось либо заменять чем-то местным, спешно создавая производство местных аналогов (зачастую с неоднозначным качеством и несуразной стоимостью), либо идти на прямое нарушение закона (контрабанда), либо радикально перерабатывать меню или формат заведения. Ну и финансовые вопросы, разумеется, никуда не делись, только усилились — количество денег у населения сократилось, предприятия «народного формата» стали вытеснять рестораны и кафе «авторской кухни», количество поставщиков «интерьерных красивостей» сократилось в разы (если не на порядки), технологичность и автоматизация стали не вопросом доброй воли и трезвого разума ресторатора, а неотъемлемым условием выживания предприятия.

Для Цитирования:
Андрей Ушаков, Ресторатор о кризисах, сложностях, тактиках и любви к себе. Современный ресторан. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: